Турист Светлана (SV_E)
Светлана
была сегодня 19:05
Фотоальбом

Санкт-Петербург. Аптекарский остров

Санкт-Петербург — Россия Август 2023
SM-A225F, JAT-LX1
8 12
Санкт-Петербург: полезная информация

Цикл материалов "Санкт-Петербург. Аптекарский остров Петроградской стороны"

  1. Санкт-Петербург. Аптекарский остров
  2. СПб. Аптекарский остров (неопубликованное)

Сначала задумывался просто отзыв про Мемориальную мастерскую М. К. Аникушина. Но не влезли туда ни текущая временная выставка, ни краткий фотообзор, где прогуляться рядом. Поэтому — цикл материалов. И вторым номером — небольшой альбом про сам Аптекарский остров, на котором находится мастерская.

Сразу уточню: альбом не является ни рекомендуемым маршрутом прогулки, ни исчерпывающим перечнем красивых видов и интересных мест. Это просто набор фотографий, показывающий, на мой взгляд, что Аптекарский остров — это не «заглянуть на полчасика».

Аптекарский остров входит в Петроградский район Санкт-Петербурга. От Выборгской стороны его отделяет Большая Невка, от Каменного и Крестовского островов - Малая Невка., от Петроградского острова - река Карповка. По площади занимает третье место среди островов Петроградского района..
На синюю линию пока внимание не обращаем.
Аптекарский остров входит в Петроградский район Санкт-Петербурга. От Выборгской стороны его отделяет Большая Невка, от Каменного и Крестовского островов - Малая Невка., от Петроградского острова - река Карповка. По площади занимает третье место среди островов Петроградского района.. На синюю линию пока внимание не обращаем.
Река Карповка не широка (около 20 м), спокойна, местами извилиста. Название, несмотря на столь русское звучание, имеет финское происхождение и никак не связано с какими-либо карпами. 
Как видно на фото, Карповка востребована для различных плавсредств. На левом снимке - 22 апреля этого года, справа - август.
Река Карповка не широка (около 20 м), спокойна, местами извилиста. Название, несмотря на столь русское звучание, имеет финское происхождение и никак не связано с какими-либо карпами. Как видно на фото, Карповка востребована для различных плавсредств. На левом снимке - 22 апреля этого года, справа - август.
В качестве тоже не исчерпывающего перечня достопримечательностей острова привожу эту карту из буклета к выставке "Аптекарский остров. ХХ век" в Музее петербургского авангарда, который ещё появится в этом альбоме. Единственно, они № 5 как-то странно нарисовали, пришлось стрелку дорисовать..
В качестве тоже не исчерпывающего перечня достопримечательностей острова привожу эту карту из буклета к выставке "Аптекарский остров. ХХ век" в Музее петербургского авангарда, который ещё появится в этом альбоме. Единственно, они № 5 как-то странно нарисовали, пришлось стрелку дорисовать..
Описание к предыдущей карте, которое анонсирует немного дальнейшее содержание моего фотоальбома, а местами и дополняет его.
Описание к предыдущей карте, которое анонсирует немного дальнейшее содержание моего фотоальбома, а местами и дополняет его.
Из центра (условно - Невский пр.) доехать до Аптекарского острова можно разными путями, и даже дойти по красивым местам, конечно, отдыхая в кафе по пути.
Я покажу только вариант с метро. На фото - знакомая многим пл. Льва Толстого и пересекающие ее Каменноостровский и Большой проспекты. Синим кружком я обозначила станцию метро "Петроградская" (синяя ветка метрополитена). Далее идти можно либо по Каменноостровскому в сторону Каменного острова (зелёная стрелка), либо по "хвостику" Большого в сторону проспекта Медиков (синяя стрелка).
Из центра (условно - Невский пр.) доехать до Аптекарского острова можно разными путями, и даже дойти по красивым местам, конечно, отдыхая в кафе по пути. Я покажу только вариант с метро. На фото - знакомая многим пл. Льва Толстого и пересекающие ее Каменноостровский и Большой проспекты. Синим кружком я обозначила станцию метро "Петроградская" (синяя ветка метрополитена). Далее идти можно либо по Каменноостровскому в сторону Каменного острова (зелёная стрелка), либо по "хвостику" Большого в сторону проспекта Медиков (синяя стрелка).
На расстоянии 5-минутной неспешной прогулки от метро на  Каменноостровском проспекте находится Силин мост, за которым проспект продолжается, но уже по территории Аптекарского острова. Раньше мост был вполне фотогеничен с разных сторон, а теперь в качестве вида вверх по течению предпочту разместить тут фотографию картины петербургской художницы Наталии Флоренской. Кстати, на ней фоном для Силина моста служит кусочек набережной Карповки, представленный ранее на заглавном фото моего альбома.
На расстоянии 5-минутной неспешной прогулки от метро на Каменноостровском проспекте находится Силин мост, за которым проспект продолжается, но уже по территории Аптекарского острова. Раньше мост был вполне фотогеничен с разных сторон, а теперь в качестве вида вверх по течению предпочту разместить тут фотографию картины петербургской художницы Наталии Флоренской. Кстати, на ней фоном для Силина моста служит кусочек набережной Карповки, представленный ранее на заглавном фото моего альбома.
Мост в различных вариантах конструкций и под разными названиями существует с 1760-х. В бетоне был перестроен в 1936 году, а по решётке несложно догадаться, что назывался он тогда Пионерским. Снова Силиным мост стал в 1991 году.
Мост в различных вариантах конструкций и под разными названиями существует с 1760-х. В бетоне был перестроен в 1936 году, а по решётке несложно догадаться, что назывался он тогда Пионерским. Снова Силиным мост стал в 1991 году.
Часть Каменноостровского проспекта, относящаяся к Аптекарскому острову (особенно её правая сторона (если идти в сторону Каменного острова)), прекрасна и разнообразна в этой прекрасности. На памятных досках имена известных архитекторов следуют одно за другим.
Часть Каменноостровского проспекта, относящаяся к Аптекарскому острову (особенно её правая сторона (если идти в сторону Каменного острова)), прекрасна и разнообразна в этой прекрасности. На памятных досках имена известных архитекторов следуют одно за другим.
Ещё текст из брошюры к выставке, которую я уже упоминала в альбоме.
Ещё текст из брошюры к выставке, которую я уже упоминала в альбоме.
Прежде, чем обратить внимание на несколько домов, немного про небольшую зелёную зону, что видна на карте на левой стороне проспекта. Тут невозможно не остановиться в рамках материала данного цикла, так как это - сквер имени Михаила Константиновича Аникушина. На небольшой плите (видна на правом фото между девочками) написано: "Назван в честь выдающегося скульптора ХХ века народного художника СССР, академика, почётного гражданина Санкт-Петербурга, автора памятника А.С. Пушкину на площади Искусств". Очень мне нравится это уточнение про памятник, так как нет сомнений, что подавляющее большинство обративших внимание на плиту людей поймут, что с творчеством скульптора они явно знакомы, и им есть за что сказать Аникушину спасибо.
Кто автор скульптуры "Дружба", полагаю, всем понятна. Читала, что точная копия стоит в Осаке.
Прежде, чем обратить внимание на несколько домов, немного про небольшую зелёную зону, что видна на карте на левой стороне проспекта. Тут невозможно не остановиться в рамках материала данного цикла, так как это - сквер имени Михаила Константиновича Аникушина. На небольшой плите (видна на правом фото между девочками) написано: "Назван в честь выдающегося скульптора ХХ века народного художника СССР, академика, почётного гражданина Санкт-Петербурга, автора памятника А.С. Пушкину на площади Искусств". Очень мне нравится это уточнение про памятник, так как нет сомнений, что подавляющее большинство обративших внимание на плиту людей поймут, что с творчеством скульптора они явно знакомы, и им есть за что сказать Аникушину спасибо. Кто автор скульптуры "Дружба", полагаю, всем понятна. Читала, что точная копия стоит в Осаке.
Без примеров доходных домов начала ХХ века рассказ про Аптекарский остров невозможен. Вот, например, доходный дом на углу Каменноостровского и улицы Чапыгина (Каменноостровский пр., д.59, постр. 1908-1909, модерн). И стразу громкое имя автора - Павел Михайлович Мульханов, который вообще официально был техником, а не архитектором. Небольшое видео про Мульханова и его работы: <a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://www.youtube.com/watch?v=1m2UdbINO40&t=57s" class="ext_link" target="_blank">https://www.youtube.com/watch</a> .
Без примеров доходных домов начала ХХ века рассказ про Аптекарский остров невозможен. Вот, например, доходный дом на углу Каменноостровского и улицы Чапыгина (Каменноостровский пр., д.59, постр. 1908-1909, модерн). И стразу громкое имя автора - Павел Михайлович Мульханов, который вообще официально был техником, а не архитектором. Небольшое видео про Мульханова и его работы: https://www.youtube.com/watch .
Другой угол этого же перекрёстка: Каменноостровский, 61. Доходный дом А.Ф. Циммермана. Архитекторы:	Лидваль Ф. И., Нидермейер А. Ф., 1906-1907, 1913. Опять модерн, но каждый из домов уникален. Улицу Чапыгина покидаем, а сама фамилия в альбоме ещё встретится.
Другой угол этого же перекрёстка: Каменноостровский, 61. Доходный дом А.Ф. Циммермана. Архитекторы: Лидваль Ф. И., Нидермейер А. Ф., 1906-1907, 1913. Опять модерн, но каждый из домов уникален. Улицу Чапыгина покидаем, а сама фамилия в альбоме ещё встретится.
Интересными деталями обращают на себя внимание и следующие дома по Каменноостровскому проспекту. Например, в такой "пещере" обитает Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации правительства Санкт-Петербурга.
Не только модерн представлен на этом небольшом отрезке проспекта. 
Не менее известен дом в стиле неоклассицизм (Каменноостровский пр., 69-71) с длинным названием - Жилой дом работников Всесоюзного института экспериментальной медицины. Архитекторы: Лансере Н. Е., Рюмин А. С., О.Н. Шилин, 1933-1935.
Не только модерн представлен на этом небольшом отрезке проспекта. Не менее известен дом в стиле неоклассицизм (Каменноостровский пр., 69-71) с длинным названием - Жилой дом работников Всесоюзного института экспериментальной медицины. Архитекторы: Лансере Н. Е., Рюмин А. С., О.Н. Шилин, 1933-1935.
Дом, как видим, охраняется государством, но без особых усилий, что заметно по состоянию и таблички, и деревянных ворот, и много ещё чего.
Дом, как видим, охраняется государством, но без особых усилий, что заметно по состоянию и таблички, и деревянных ворот, и много ещё чего.
Декор фасада по Каменноостровскому проспекту работы скульптора Рассадина А. А. (по эскизам Н. Е. Лансере) очень тематичен и содержит много интересных деталей. Я случайно удалила своё фото герба, поэтому привожу из статьи на ресурсе Citywalls https://www.citywalls.ru/house855.html .
Собак на фасаде, по понятным причинам, много. Эти, например, повторяют скульптуру с поилки на территории самого института (в настоящее время - ИЭМ). Есть повод и закрытую для свободного доступа территорию ИЭМ немного показать (это тоже Аптекарский остров). В статье по ссылке выше есть снимок собак на доме с другой стороны проспекты, и видно, что скульптуры идентичны. Я сфотографировала снизу вверх, зато можно представить, как видели их собаки Павлова :)
Собак на фасаде, по понятным причинам, много. Эти, например, повторяют скульптуру с поилки на территории самого института (в настоящее время - ИЭМ). Есть повод и закрытую для свободного доступа территорию ИЭМ немного показать (это тоже Аптекарский остров). В статье по ссылке выше есть снимок собак на доме с другой стороны проспекты, и видно, что скульптуры идентичны. Я сфотографировала снизу вверх, зато можно представить, как видели их собаки Павлова :)
Животные на фасаде разнообразны. На левом фото справа можно найти обезьяну и лебедей, слева - змею. На территории ИЭМ со змеями тоже всё в порядке.
Животные на фасаде разнообразны. На левом фото справа можно найти обезьяну и лебедей, слева - змею. На территории ИЭМ со змеями тоже всё в порядке.
Это, видимо, сотрудники института.
Это, видимо, сотрудники института.
Из элементов орнамента (или арабесок?) можно "оборудовать" целую лабораторию. Прилагаются книги, черепа, подготовленные для исследований лягушка и ящерица.
Из элементов орнамента (или арабесок?) можно "оборудовать" целую лабораторию. Прилагаются книги, черепа, подготовленные для исследований лягушка и ящерица.
В верхних левом и правом углах здания такие вот персонажи. Пояснить не могу, спишу на неоклассический стиль.
В верхних левом и правом углах здания такие вот персонажи. Пояснить не могу, спишу на неоклассический стиль.
А вот если от метро идти на Аптекарский остров по Большому проспекту Петроградской стороны (вспоминаем синюю стрелку на одном из первых фото в альбоме), то после Петропавловского моста через Карповку начинается проспект Медиков, и первым слева нас встречает одно из самых известных в Петербурге зданий в стиле конструктивизм - Первый жилой дом Ленсовета (Набережная Карповки, 13, ул. Литераторов, 10). И опять известнейшие архитекторы своего времени: Левинсон Е. А., Фомин И. И.. 1931-1934. Дом большой, занимает целый квартал, и смотреть надо со всех сторон, с заходом во двор, который открыт и с набережной, и с улицы Литераторов.
А вот если от метро идти на Аптекарский остров по Большому проспекту Петроградской стороны (вспоминаем синюю стрелку на одном из первых фото в альбоме), то после Петропавловского моста через Карповку начинается проспект Медиков, и первым слева нас встречает одно из самых известных в Петербурге зданий в стиле конструктивизм - Первый жилой дом Ленсовета (Набережная Карповки, 13, ул. Литераторов, 10). И опять известнейшие архитекторы своего времени: Левинсон Е. А., Фомин И. И.. 1931-1934. Дом большой, занимает целый квартал, и смотреть надо со всех сторон, с заходом во двор, который открыт и с набережной, и с улицы Литераторов.
Вид с Петропавловского моста, который назван по находившейся здесь когда-то больнице.
Вид с Петропавловского моста, который назван по находившейся здесь когда-то больнице.
Про конструктивизм часто говорят "песнь бетону". На доме разные по форме балконы на разных фасадах, "висящие" без опор лестницы, соответствующие своей эпохе барельефы и прочие интересные детали.
Про конструктивизм часто говорят "песнь бетону". На доме разные по форме балконы на разных фасадах, "висящие" без опор лестницы, соответствующие своей эпохе барельефы и прочие интересные детали.
Бетонный забор со стороны Литераторов с беседкой посередине.
На этом с многоквартирными домами всё (в рамках альбома, но не всего острова). Прямо тут на Литераторов можно было бы перейти к особнякам. Но мне удобнее начать следующую часть альбома с параллельной ей, расположенной в этой части острова, но дальше от Карповки, улицы Профессора Попова.
Бетонный забор со стороны Литераторов с беседкой посередине. На этом с многоквартирными домами всё (в рамках альбома, но не всего острова). Прямо тут на Литераторов можно было бы перейти к особнякам. Но мне удобнее начать следующую часть альбома с параллельной ей, расположенной в этой части острова, но дальше от Карповки, улицы Профессора Попова.
И начну я следующую часть альбома с этого деревянного особняка Михневича, он же - Дом Матюшина, он же - Музей петербургского авангарда.
И начну я следующую часть альбома с этого деревянного особняка Михневича, он же - Дом Матюшина, он же - Музей петербургского авангарда.
Про Дом Матюшина кратко почитали, теперь я предлагаю прогуляться по бывшей территории участка, относящегося к дому. Пройти по улице Профессора Попова надо дальше от проспекта Медиков, не в магазин известной сети, а в эту вот арку.
Про Дом Матюшина кратко почитали, теперь я предлагаю прогуляться по бывшей территории участка, относящегося к дому. Пройти по улице Профессора Попова надо дальше от проспекта Медиков, не в магазин известной сети, а в эту вот арку.
Слева после арки будут бывшие хозяйственные корпуса того доходного дома. После них поворачиваем налево, и видим музей с другой стороны и оставшийся в его ведении небольшой сад. В саду - спины некоторых персонажей.
Слева после арки будут бывшие хозяйственные корпуса того доходного дома. После них поворачиваем налево, и видим музей с другой стороны и оставшийся в его ведении небольшой сад. В саду - спины некоторых персонажей.
Тут мы вспоминаем про авангард. Странные фигуры - это оставшиеся после одной из предыдущих Ночей музеев персонажи знаковой оперы "Победа над солнцем", первое (и чуть ли не единственное) представление которой проходило в этом саду.
А скамейка для котов и их гостей появилась в саду после Ночи музеев-2023. Рыжий кот - это Бот, любимый кот поэтессы и художницы Елены Гуро.
Тут мы вспоминаем про авангард. Странные фигуры - это оставшиеся после одной из предыдущих Ночей музеев персонажи знаковой оперы "Победа над солнцем", первое (и чуть ли не единственное) представление которой проходило в этом саду. А скамейка для котов и их гостей появилась в саду после Ночи музеев-2023. Рыжий кот - это Бот, любимый кот поэтессы и художницы Елены Гуро.
Разнообразно деревянное кружево на балконах дома. 
Увы, пережив революцию и блокаду, в 1990 году при проведении реставрационных работ исторический дом сгорел. Но как же хорошо, что было принято решение восстановить исторический вид и рассказать историю этого кусочка Аптекарского острова. Балкон на правой фотографии, выходящий в сад, - мастерская М. Матюшина.
Разнообразно деревянное кружево на балконах дома. Увы, пережив революцию и блокаду, в 1990 году при проведении реставрационных работ исторический дом сгорел. Но как же хорошо, что было принято решение восстановить исторический вид и рассказать историю этого кусочка Аптекарского острова. Балкон на правой фотографии, выходящий в сад, - мастерская М. Матюшина.
А от меня лично огромная благодарность тем, кто в своё время принял решение открыть в столь подходящем месте Музей петербургского авангарда.
Открылся музей в 2004 году, и с тех пор рассказывает нам интереснейшую историю становления этого знаменитого направления русского искусства. И много всего авангардного произошло в "домике на Песочной" с тех пор, как в 1912 году поселились тут художник с консерваторским образованием, 21 год бывший первой скрипкой Придворного оркестра, и его жена, художница с удивительно поэтическим взглядом на мир, высказанным и в литературе. Экспозиция музея включает картины, фотографии, документы той эпохи. Рассказывает музей и историю дома во время блокады.
Рекомендую посещение с экскурсией. Есть и экскурсия по бывшему участку особняка. Музей участвует во всех фестивалях типа Ночи музеев, Форума малых музеев. Его программы в эти дни востребованы (особенно, Ночь музеев). Поэтому, я - за экскурсию в обычный день, когда посетителей меньше. 
У музея познавательная официальная группа Вконтакте: <a rel="nofollow noreferrer noopener"  href="https://vk.com/spb_avangard?ysclid=ljfnu4lnb807334793" class="ext_link" target="_blank">https://vk.com/spb_avangard</a> . Официальным сайтом является сайт Государственного музея истории Санкт-Петербурга, филиалом которого и является Музей петербургского авангарда.
А от меня лично огромная благодарность тем, кто в своё время принял решение открыть в столь подходящем месте Музей петербургского авангарда. Открылся музей в 2004 году, и с тех пор рассказывает нам интереснейшую историю становления этого знаменитого направления русского искусства. И много всего авангардного произошло в "домике на Песочной" с тех пор, как в 1912 году поселились тут художник с консерваторским образованием, 21 год бывший первой скрипкой Придворного оркестра, и его жена, художница с удивительно поэтическим взглядом на мир, высказанным и в литературе. Экспозиция музея включает картины, фотографии, документы той эпохи. Рассказывает музей и историю дома во время блокады. Рекомендую посещение с экскурсией. Есть и экскурсия по бывшему участку особняка. Музей участвует во всех фестивалях типа Ночи музеев, Форума малых музеев. Его программы в эти дни востребованы (особенно, Ночь музеев). Поэтому, я - за экскурсию в обычный день, когда посетителей меньше. У музея познавательная официальная группа Вконтакте: https://vk.com/spb_avangard . Официальным сайтом является сайт Государственного музея истории Санкт-Петербурга, филиалом которого и является Музей петербургского авангарда.
Продолжаем прогулку по бывшей территории участка авангардного особняка. Пройдя между его забором и небольшим зданием, поворачиваем направо в сторону улицы Литераторов.
И через пару минут слева от дорожки будет вот такой вот цветущий дворик, а за ним небольшие домики. Нам интересен правый на фото. Построенный в 1900 году начала он был прачечной соседнего доходного дома в стиле модерн (Литераторов,15). А потом стал мастерской художника Владимира Ветрогонского, о чём нам и сообщает памятная доска на его фасаде. Сейчас там работает его сын - художник Андрей Ветрогонский. Именно его усилиями двор приведён в такой уютный вид.
Продолжаем прогулку по бывшей территории участка авангардного особняка. Пройдя между его забором и небольшим зданием, поворачиваем направо в сторону улицы Литераторов. И через пару минут слева от дорожки будет вот такой вот цветущий дворик, а за ним небольшие домики. Нам интересен правый на фото. Построенный в 1900 году начала он был прачечной соседнего доходного дома в стиле модерн (Литераторов,15). А потом стал мастерской художника Владимира Ветрогонского, о чём нам и сообщает памятная доска на его фасаде. Сейчас там работает его сын - художник Андрей Ветрогонский. Именно его усилиями двор приведён в такой уютный вид.
В июне 2020 на крыльце мастерской мне терпиливо позировал любимец художника  - кот Тишка.
В июне 2020 на крыльце мастерской мне терпиливо позировал любимец художника - кот Тишка.
Дома на задних планах этих фотографий - это уже улица Литераторов. На неё можно выйти через арки дома 16 (коричневый) или между двумя небольшими следующими (на фото примерно там видна чёрная машина).
Дома на задних планах этих фотографий - это уже улица Литераторов. На неё можно выйти через арки дома 16 (коричневый) или между двумя небольшими следующими (на фото примерно там видна чёрная машина).
Обзор небольших жилых домов продолжает Особняк А. Е. Молчанова и М. Г. Савиной ( ул. Литераторов, 17, 1905-1907, модерн). Тут мы узнаём, что автором  дома в Петербурге в начале ХХ века мог быть не только архитектор или техник, но и гражданский инженер - Гейслер Михаил Федорович.
Особняк, с одной стороны, в нынешнем, не так давно отремонтированном виде смотрится нарядно, с другой стороны, выдны явные упрощения и искажения по отношению к первоначальному виду. Тайной покрыто и текущее использование особняка: где-то пишут, что офисы, в других источниках - индивидуальный жилой дом. Рекомендую посмотреть описание особняка на Citywalls, так есть фотографии витражей: <a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://www.citywalls.ru/house710.html" class="ext_link" target="_blank">https://www.citywalls.ru/house710.html</a> .
Обзор небольших жилых домов продолжает Особняк А. Е. Молчанова и М. Г. Савиной ( ул. Литераторов, 17, 1905-1907, модерн). Тут мы узнаём, что автором дома в Петербурге в начале ХХ века мог быть не только архитектор или техник, но и гражданский инженер - Гейслер Михаил Федорович. Особняк, с одной стороны, в нынешнем, не так давно отремонтированном виде смотрится нарядно, с другой стороны, выдны явные упрощения и искажения по отношению к первоначальному виду. Тайной покрыто и текущее использование особняка: где-то пишут, что офисы, в других источниках - индивидуальный жилой дом. Рекомендую посмотреть описание особняка на Citywalls, так есть фотографии витражей: https://www.citywalls.ru/house710.html .
Следующий дом (Литераторов, 19А), как легко догадаться, сейчас является детским садом. 
Но это специально построенный на благотворительные средства Дом-общежитие писателей им. В. Ф. Голубева (модерн, 1904-1905, арх. Вейнберг Е.П.). Имя благотворителя увековечено в названии. А сам дом дал название улице.
Некий парадокс заключается в том, что самым известным жителем Дома писателей был художник - Павел Филонов (памятная доска - на фото слева). Вот так на бывшем участке одного особняка проживали Матюшин и филонов - знаковые имена для русского авангарда, но с очень разными взглядами на саму  живопись. 
При жизни Филонов мало продавал своих работ, на чердаке этого дома большинство из его картин и пережили начало блокады. После смерти художника в декабре 1941 года его сестра на санках отвезла картины в Русский музей. 
Когда же на экскурсии называют писателей, слушатели реагируют практически только на фамилию Чапыгин, но не потому, что читали, а потому, что недалеко находится улица Чапыгина (уже упоминалась в этом альбоме) с культовым для ленинградского телевидения адресом Чапыгина,6.
Следующий дом (Литераторов, 19А), как легко догадаться, сейчас является детским садом. Но это специально построенный на благотворительные средства Дом-общежитие писателей им. В. Ф. Голубева (модерн, 1904-1905, арх. Вейнберг Е.П.). Имя благотворителя увековечено в названии. А сам дом дал название улице. Некий парадокс заключается в том, что самым известным жителем Дома писателей был художник - Павел Филонов (памятная доска - на фото слева). Вот так на бывшем участке одного особняка проживали Матюшин и филонов - знаковые имена для русского авангарда, но с очень разными взглядами на саму живопись. При жизни Филонов мало продавал своих работ, на чердаке этого дома большинство из его картин и пережили начало блокады. После смерти художника в декабре 1941 года его сестра на санках отвезла картины в Русский музей. Когда же на экскурсии называют писателей, слушатели реагируют практически только на фамилию Чапыгин, но не потому, что читали, а потому, что недалеко находится улица Чапыгина (уже упоминалась в этом альбоме) с культовым для ленинградского телевидения адресом Чапыгина,6.
Напротив детского садика по улице Литераторов своими модерновыми линиями обращает на себя внимание Здание трансформаторной подстанции городского трамвая и жилой дом  (наб. Карповки, 15 - ул. Литераторов, 14, 1906-1907, гражданский инженер Зазерский А.И.). До сих пор принадлежит Горэлектротрансу.
Напротив детского садика по улице Литераторов своими модерновыми линиями обращает на себя внимание Здание трансформаторной подстанции городского трамвая и жилой дом (наб. Карповки, 15 - ул. Литераторов, 14, 1906-1907, гражданский инженер Зазерский А.И.). До сих пор принадлежит Горэлектротрансу.
Конечно, заделанные окна делают здание стиля модерн не таким воздушным, как было когда-то.
Конечно, заделанные окна делают здание стиля модерн не таким воздушным, как было когда-то.
Но не всё радует глаз на набережной Карповки на Аптекарском острове. И с тротуара между Домом писателей и подстанцией видны строящиеся домики-гробики, из-за которых я в начале альбома и заменила фотографию на картину, чтобы сразу в начале альбома не пугать туристеровцев.
Но не всё радует глаз на набережной Карповки на Аптекарском острове. И с тротуара между Домом писателей и подстанцией видны строящиеся домики-гробики, из-за которых я в начале альбома и заменила фотографию на картину, чтобы сразу в начале альбома не пугать туристеровцев.
От небольших домов вернёмся к доходным. И последний дом по улице Литераторов под номером 19 (он же - наб. Карповки, 19) очень подходит для ознакомления с типом двора курдонёр. Он не один такой на Аптекарском острове, но замечателен и сам по себе, и открыт для прохода.
Историческое название длинное: Жилой дом 2-го Петербургского товарищества для устройства постоянных квартир. В ряде источников дом, построенный гражданским инженером Зазерским А.И. в 1912-1913 гг, называется одним из лучших домов, построенных в предреволюционном Петербурге.
От небольших домов вернёмся к доходным. И последний дом по улице Литераторов под номером 19 (он же - наб. Карповки, 19) очень подходит для ознакомления с типом двора курдонёр. Он не один такой на Аптекарском острове, но замечателен и сам по себе, и открыт для прохода. Историческое название длинное: Жилой дом 2-го Петербургского товарищества для устройства постоянных квартир. В ряде источников дом, построенный гражданским инженером Зазерским А.И. в 1912-1913 гг, называется одним из лучших домов, построенных в предреволюционном Петербурге.
В большем количестве лепнина присутствует на фасадах в глубине двора. Дельфины - не самые частые персонажи декора домов в Петербурге. Полагаю, что если посчитать всех присутствующих на этом здании, дом может претендовать на рекорд по их количеству среди его собратьев в стиле модерн, а, может, и среди представителей других стилей.
В большем количестве лепнина присутствует на фасадах в глубине двора. Дельфины - не самые частые персонажи декора домов в Петербурге. Полагаю, что если посчитать всех присутствующих на этом здании, дом может претендовать на рекорд по их количеству среди его собратьев в стиле модерн, а, может, и среди представителей других стилей.
Интересны и масштабны арки, ведущие в соседние дворы из дальних от набережной углов двора-курдонера. Интересны и непарадные фасады. Например, на чёрной лестнице предусмотрены балкончики, типа половики потрясти. 
Выйдя из правой (если стоять спиной к набережной) и повернув направо, через пару минут, пройдя вдоль заднего двора садика-Дома писателей можно выйти к Мастерской Ветрогонского. То есть можно начать прогулку с набережной, а закончить у Музея авангарда.
Согласитесь, начиная с Музея авангарда, много интересного попалось по пути, а посмотрели мы только небольшой кусочек Аптекарского острова, выделенный синей линией на карте в начале альбома.
Интересны и масштабны арки, ведущие в соседние дворы из дальних от набережной углов двора-курдонера. Интересны и непарадные фасады. Например, на чёрной лестнице предусмотрены балкончики, типа половики потрясти. Выйдя из правой (если стоять спиной к набережной) и повернув направо, через пару минут, пройдя вдоль заднего двора садика-Дома писателей можно выйти к Мастерской Ветрогонского. То есть можно начать прогулку с набережной, а закончить у Музея авангарда. Согласитесь, начиная с Музея авангарда, много интересного попалось по пути, а посмотрели мы только небольшой кусочек Аптекарского острова, выделенный синей линией на карте в начале альбома.
Следующие три дома по наб. Карповки представляют 3 архитектурных стиля и 2 (или 3?) разных времени. Далее  - справа налево.
Четырёхэтажный - Собственный доходный дом архитектора М. Ф. Андерсина (наб. р. Карповки, 21, 1890-е, эклектика, архитектор и построил и жил тут). 
Следующий, номер 23, младше лет на 100: жилой дом и отель (или 2 отеля?). Построен в 1995, архитекторы: Шендерович А. Р., Вальтц В. А., Чучарина Е.С., ретроспективизм (стилизация по северный модерн), проект стал лауреатом премии правительства Санкт-Петербурга в области архитектуры и искусства в 1996 г. 
А третий дом - модерн без всякой стилизации: Доходный дом Н. И. и П. С. Козловых (наб. р. Карповки, 25, 1906-1907, арх. Козлов Н. П.).
Следующие три дома по наб. Карповки представляют 3 архитектурных стиля и 2 (или 3?) разных времени. Далее - справа налево. Четырёхэтажный - Собственный доходный дом архитектора М. Ф. Андерсина (наб. р. Карповки, 21, 1890-е, эклектика, архитектор и построил и жил тут). Следующий, номер 23, младше лет на 100: жилой дом и отель (или 2 отеля?). Построен в 1995, архитекторы: Шендерович А. Р., Вальтц В. А., Чучарина Е.С., ретроспективизм (стилизация по северный модерн), проект стал лауреатом премии правительства Санкт-Петербурга в области архитектуры и искусства в 1996 г. А третий дом - модерн без всякой стилизации: Доходный дом Н. И. и П. С. Козловых (наб. р. Карповки, 25, 1906-1907, арх. Козлов Н. П.).
А вот так улица Литераторов выглядит со стороны проспекта Медиков (слева узнаваем угол Жилого дома Ленсовета, показанного в альбоме ранее). Согласитесь, не зная, можно и мимо пройти, пропустив столько интересных мест. Вывод: гулять надо не только по главным улицам. Пример с Петроградской стороны: очень интересны улицы, пересекающие Большой проспект. К улицам, пересекающим Камменноостровский проспект на Аптекарском острове это тоже относится.
Лимит на фото в альбоме обязывает завершить краткий обзор жилых домов.
А вот так улица Литераторов выглядит со стороны проспекта Медиков (слева узнаваем угол Жилого дома Ленсовета, показанного в альбоме ранее). Согласитесь, не зная, можно и мимо пройти, пропустив столько интересных мест. Вывод: гулять надо не только по главным улицам. Пример с Петроградской стороны: очень интересны улицы, пересекающие Большой проспект. К улицам, пересекающим Камменноостровский проспект на Аптекарском острове это тоже относится. Лимит на фото в альбоме обязывает завершить краткий обзор жилых домов.
Обзор нежилых зданий начну с музеев. Точнее, уже начала, так как первый материал цикла был про музей, и Музей петербургского авангарда по пути уже попадался. В обзоре обязательно был бы музей-квартира Ф. Шаляпина, но он надолго закрыт на капитальный ремонт.  Поэтому далее менее известные места.
И прямо напротив Музея петербургского авангарда, на улице Профессора Попова, находится Музей истории фотографии. Информация с сайта музея: "Музейные помещения помимо залов постоянной экспозиции включают фондохранилище, библиотеку, фотолабораторию и небольшую галерею для временных выставок. Прототипом МИФ послужил раздел фотографии музея Альбертина в Вене, а предшественником — развернутая экспозиция коллекции Владимира Васильевича Платонова в Художественном училище им Н.Рериха. Основным отличием МИФ от уже действующих в России музеев фотографии является универсальность собираемой и представляемой коллекции, включающей в качестве конечной цели все аспекты бытования мировой фотографии." Сама пока не была, но друзья, интересующиеся фотографией и фототехникой, сказали, что было интересно. Музей имеет специфический график работы, летом возможны длинные каникулы (а я именно в это время обычно про него и вспоминаю), поэтому расписание и другие подробности посещения нужно уточнять на оф. сайте: <a rel="nofollow noreferrer noopener" href="https://mif-spb.ru/" class="ext_link" target="_blank">https://mif-spb.ru/</a> . На правом фото показан вход. Жёлтый домик помнит ещё Песочную улицу (булочная?) и запечатлён на картине Матюшина.
Обзор нежилых зданий начну с музеев. Точнее, уже начала, так как первый материал цикла был про музей, и Музей петербургского авангарда по пути уже попадался. В обзоре обязательно был бы музей-квартира Ф. Шаляпина, но он надолго закрыт на капитальный ремонт. Поэтому далее менее известные места. И прямо напротив Музея петербургского авангарда, на улице Профессора Попова, находится Музей истории фотографии. Информация с сайта музея: "Музейные помещения помимо залов постоянной экспозиции включают фондохранилище, библиотеку, фотолабораторию и небольшую галерею для временных выставок. Прототипом МИФ послужил раздел фотографии музея Альбертина в Вене, а предшественником — развернутая экспозиция коллекции Владимира Васильевича Платонова в Художественном училище им Н.Рериха. Основным отличием МИФ от уже действующих в России музеев фотографии является универсальность собираемой и представляемой коллекции, включающей в качестве конечной цели все аспекты бытования мировой фотографии." Сама пока не была, но друзья, интересующиеся фотографией и фототехникой, сказали, что было интересно. Музей имеет специфический график работы, летом возможны длинные каникулы (а я именно в это время обычно про него и вспоминаю), поэтому расписание и другие подробности посещения нужно уточнять на оф. сайте: https://mif-spb.ru/ . На правом фото показан вход. Жёлтый домик помнит ещё Песочную улицу (булочная?) и запечатлён на картине Матюшина.
А в начале ул. Профессора Попова (Аптекарская наб., д.6 (вход с угла Инструментальной ул. и ул. Профессора Попова)) находится Музей фарфора и шахмат, в котором я тоже ещё не была. Но мне туда надо, так как недавно в KGallery на выставке фарфора, "рождённого революцией", мы не смогли полностью  разобраться, кто есть кто в этих шахматах "Север и юг", да и другие фигуры интересно было бы посмотреть. 
Летом в музее тоже могут быть каникулы, по графику проводятся экскурсии, подробности надо уточнять на оф. сайте ( porcelainchessmuseum.ru ). Кстати, на Туристере есть материал про этот музей.
А в начале ул. Профессора Попова (Аптекарская наб., д.6 (вход с угла Инструментальной ул. и ул. Профессора Попова)) находится Музей фарфора и шахмат, в котором я тоже ещё не была. Но мне туда надо, так как недавно в KGallery на выставке фарфора, "рождённого революцией", мы не смогли полностью разобраться, кто есть кто в этих шахматах "Север и юг", да и другие фигуры интересно было бы посмотреть. Летом в музее тоже могут быть каникулы, по графику проводятся экскурсии, подробности надо уточнять на оф. сайте ( porcelainchessmuseum.ru ). Кстати, на Туристере есть материал про этот музей.
Примеров музеев пока хватит, предлагаю прогуляться к монастырю. 
 Мостов через Карповку 7. Два для удобного начала прогулки по острову я уже показала. Третьим будет Карповский мост. У которого расположен Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Уверена, что про монастырь рассказы на Туристере уже есть, поэтому просто пара фото. 
Что касается Карповского моста, то сюда с Невского проспекта можно удобно доехать на 191 автобусе (ходит часто). От остановки "Бармалеева улица" ходу всего 550 м: перейти Левашовкий проспект и сразу Чкаловский, по которому пройти немного направо до ул. Всеволода Вишневского, которая и выведет прямо к мосту.  В мастерскую Аникушина я тоже один раз выбрала этот путь из центра: от моста идти около 600 м, сначала прямо мимо монастыря, за улицей Профессора Попова начинается Вяземский переулок, миновав один длинный дом, нужно повернуть налево (справа от дорожки у дома 6 будет Вяземский сад).
Примеров музеев пока хватит, предлагаю прогуляться к монастырю. Мостов через Карповку 7. Два для удобного начала прогулки по острову я уже показала. Третьим будет Карповский мост. У которого расположен Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Уверена, что про монастырь рассказы на Туристере уже есть, поэтому просто пара фото. Что касается Карповского моста, то сюда с Невского проспекта можно удобно доехать на 191 автобусе (ходит часто). От остановки "Бармалеева улица" ходу всего 550 м: перейти Левашовкий проспект и сразу Чкаловский, по которому пройти немного направо до ул. Всеволода Вишневского, которая и выведет прямо к мосту. В мастерскую Аникушина я тоже один раз выбрала этот путь из центра: от моста идти около 600 м, сначала прямо мимо монастыря, за улицей Профессора Попова начинается Вяземский переулок, миновав один длинный дом, нужно повернуть налево (справа от дорожки у дома 6 будет Вяземский сад).
Среди нежилых зданий Аптекарского острова невозможно не упомянуть телевизионную башню (ул. Академика Павлова, 3, Аптекарская наб., 14х, 1953-1962, архитектор: Васильковский В. С.). С ней знакомы практически все жители и гости города, поскольку она много откуда видна, в том числе, и с центральных набережных.
Издалека  (слева - вид с Адмиралтейской набережной, с зумом) и вблизи (например, из окна троллейбуса на подъёме на Кантемировский мост) телебашня стройна, и не кажется такой уж высокой.
Среди нежилых зданий Аптекарского острова невозможно не упомянуть телевизионную башню (ул. Академика Павлова, 3, Аптекарская наб., 14х, 1953-1962, архитектор: Васильковский В. С.). С ней знакомы практически все жители и гости города, поскольку она много откуда видна, в том числе, и с центральных набережных. Издалека (слева - вид с Адмиралтейской набережной, с зумом) и вблизи (например, из окна троллейбуса на подъёме на Кантемировский мост) телебашня стройна, и не кажется такой уж высокой.
Но большое видится на расстоянии. Мне кажется, что вполне реально высоту башни показывает левое фото, сделанное из зала ресторана "Паруса на крыше", расположенного на улице Льва Толстого, то есть не сильно далеко от башни.
Иногда башня совсем уменьшается, скрывшись в тумане или облаках, что и произошло на правом снимке, сделанном с улицы Академика Павлова, куда далее я и предлагаю прогуляться.
Немного о цифрах. Высота башни менялась в зависимости от высоты антенны. Сейчас, вроде, 326 метров. Для наглядности надо в чём-то пересчитать. На предыдущем фото она рядом с Ростральными колоннами. Высота колонны - 32 метра. Итого: телебашня примерно равна 10 Ростральным колоннам, поставленным друг на друга.
Но большое видится на расстоянии. Мне кажется, что вполне реально высоту башни показывает левое фото, сделанное из зала ресторана "Паруса на крыше", расположенного на улице Льва Толстого, то есть не сильно далеко от башни. Иногда башня совсем уменьшается, скрывшись в тумане или облаках, что и произошло на правом снимке, сделанном с улицы Академика Павлова, куда далее я и предлагаю прогуляться. Немного о цифрах. Высота башни менялась в зависимости от высоты антенны. Сейчас, вроде, 326 метров. Для наглядности надо в чём-то пересчитать. На предыдущем фото она рядом с Ростральными колоннами. Высота колонны - 32 метра. Итого: телебашня примерно равна 10 Ростральным колоннам, поставленным друг на друга.
От телебашни, огибая территорию ИЭМ, улица Академика Павлова выводит к самой крупной после Ботсада зелёной зоне Аптекарского острова - Лопухинскому саду. Про него у меня есть осенний альбом:  <a rel="nofollow noreferrer noopener"  href="https://sv-e.tourister.ru/photoalbum/49841" class="ext_link" target="_blank">https://sv-e.tourister.ru/photoalbum/49841</a> .
Но Лопухинский сад так хорош, что парой фотографий оттуда я и завершу альбом про Аптекарский остров. Это - вид на дачу В.Ф. Громова прекрасным летним вечером 8 августа 2023 г.
От телебашни, огибая территорию ИЭМ, улица Академика Павлова выводит к самой крупной после Ботсада зелёной зоне Аптекарского острова - Лопухинскому саду. Про него у меня есть осенний альбом: https://sv-e.tourister.ru/photoalbum/49841 . Но Лопухинский сад так хорош, что парой фотографий оттуда я и завершу альбом про Аптекарский остров. Это - вид на дачу В.Ф. Громова прекрасным летним вечером 8 августа 2023 г.
Вид с обзорной площадки перед дачей в сторону выхода из сада к Каменноостровскому мосту.
Спасибо всем, заглянувшим в альбом, за внимание.
Ряд фотографий с ключевыми зданиями/местами Аптекарского острова пришлось по требованию модераторов удалить. Они в неопубликованном дополнении: <a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://sv-e.tourister.ru/photoalbum/51706" class="ext_link" target="_blank">https://sv-e.tourister.ru/photoalbum/51706</a> (альбом также включён в оглавление цикла).
Вид с обзорной площадки перед дачей в сторону выхода из сада к Каменноостровскому мосту. Спасибо всем, заглянувшим в альбом, за внимание. Ряд фотографий с ключевыми зданиями/местами Аптекарского острова пришлось по требованию модераторов удалить. Они в неопубликованном дополнении: https://sv-e.tourister.ru/photoalbum/51706 (альбом также включён в оглавление цикла).

Цикл материалов "Санкт-Петербург. Аптекарский остров Петроградской стороны"

  1. Санкт-Петербург. Аптекарский остров
  2. СПб. Аптекарский остров (неопубликованное)

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому