Турист Светлана (SV_E)
Светлана
была вчера 23:47
Фотоальбом

Санкт-Петербург. Петергоф. Острова. 1 — Царицын

SM-A225F
16 25

За последнее время на Туристере появились два материала о царе-рыцаре и его прекрасной даме, а также местах, связанных с ними (1, 2). Решила добавить свой о «Маленькой Италии» в Петергофе, которую Николай I подарил Александре Фёдоровне.

Формат фотоальбома, а не отзыва, выбран потому, что не сомневаюсь, что Острова (в том числе, Царицын) уже подробно описаны на Туристере (если нет, то почитать можно на оф. сайте ГМЗ «Петергоф»). Я же предлагаю просто посмотреть, каким увиделся мне этот уголок Петергофа 10 сентября 2023 года.

Ехала в тот день я в Петергоф на экскурсию от проекта «Открытый город» по Императорским конюшням и прочим «лошадиным» местам Стрельны и Петергофа. А сентябрь в этом году в Петербурге был так хорош, что я ещё до поездки поняла, что тремя часами в тех местах не ограничусь. Хотелось цветов, скульптур. Красивой архитектуры, в принципе, много не бывает. Острова из прочих петергофских мест были выбраны потому, что погодные условия намекали на некие «бонусы» к перечисленному выше. С утра было солнце. Когда мы вышли из Манежа конюшен около 15 часов, при почти полном безветрии небо оказалось затянуто облаками, что только укрепило мои надежды на «бонусы». Рядом были входы в Нижний парк и Александрию, но я решительно отправилась в «Маленькую Италию».

Кратко история выглядит какт-то так: в 1830-х начались работы по осушению болота. Справа по ходу канала, доставляющего воду к фонтанам Нижнего парка, появился Ольгин пруд и два острова на нём. «Царицын павильон впервые встречал свою владелицу 19 августа 1844 года. В этот день император привёз свою супругу на остров и повелел именовать его Царицыным. Дата была выбрана не случайно: отмечался праздник Преображения, который совпадал с днём рождения старшей дочери Марии Николаевны, а также первый день после снятия траура по младшей дочери Александре Николаевне, скончавшейся летом 1844 года. Преображённый остров и новый парк по мысли супруга должны были смягчить горе императрицы. И Александра Фёдоровна действительно привязалась к этому месту: камер-фурьерские журналы изобилуют сообщениями о частых визитах царицы на свой остров. Она приезжала сюда на утренний фриштык или вечерние чаепития, проводя время в узком кругу близких людей. Уютный и приватный мир романтического острова, где всё: архитектура, скульптура и сады, говорило на понятном и милом ей языке, полном культурных кодов и аллюзий, был ей, впитавшей поэзию Шиллера и Жана Поля, особенно дорог» (статью, откуда цитата, на ресурсе «Адреса Петербурга» рекомендую к прочтению целиком).

Мне в статье ещё понравилась эта фраза: «Мечта об Италии и волшебных райских островах в Петергофе облеклась в кровь и плоть благодаря счастливому тандему просвещённого заказчика и талантливейшего художника — императора Николая Первого и архитектора А. Штакеншнейдера.»

Если же говорить о садах на Островах, то нельзя не вспомнить и главного садового мастера Петергофского дворцового правления Петра Ивановича Эрлера.

Говорить о месте, лишь мельком упомянув хозяев, наверное, не совсем правильно. И я начну альбом с портретов императорской четы с недавней выставки в Эрмитаже «Цари и рыцари. Роман со Средневековьем» (о том, что на Туристере есть материал про эту выставку, я упоминала выше).

Христиан Даниэль Раух. Портрет великого князя Николая Павловича. Пруссия.1821. Мрамор. Из Зимнего дворца.
Христиан Даниэль Раух. Портрет великого князя Николая Павловича. Пруссия.1821. Мрамор. Из Зимнего дворца.
Карл Фридрих Вихман. Портрет императрицы Александры Фёдоровны. Пруссия. 1829. Мрамор. Приобретён в 1966 г.
Карл Фридрих Вихман. Портрет императрицы Александры Фёдоровны. Пруссия. 1829. Мрамор. Приобретён в 1966 г.
Георг Шмидт. Конный портрет императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны. Бумага, литография. Санкт-Петербург, 1842 г.
На этикетке к литографии на выставке было написано: "Представляет близкую аналогию акварели работы Ф. Крюгера из альбома, принадлежащего Александре Фёдоровне и хранящегося в Государственном Эрмитаже с 1930 г."
Георг Шмидт. Конный портрет императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны. Бумага, литография. Санкт-Петербург, 1842 г. На этикетке к литографии на выставке было написано: "Представляет близкую аналогию акварели работы Ф. Крюгера из альбома, принадлежащего Александре Фёдоровне и хранящегося в Государственном Эрмитаже с 1930 г."
Немного о том, где находятся Острова по отношению к более известным паркам Петергофа. Красным выделены Императорские конюшни. Справа от конюшен - Александрия. Левее, полагаю, многие узнали Нижний парк и Верхний сад. Синяя стрелка показывает на вход к Островам. От выхода из Манежа конюшен до ворот Островов неспешным шагом идти минут 15 (около 1,2 км). Я по пути ещё зашла в кафе.
Немного о том, где находятся Острова по отношению к более известным паркам Петергофа. Красным выделены Императорские конюшни. Справа от конюшен - Александрия. Левее, полагаю, многие узнали Нижний парк и Верхний сад. Синяя стрелка показывает на вход к Островам. От выхода из Манежа конюшен до ворот Островов неспешным шагом идти минут 15 (около 1,2 км). Я по пути ещё зашла в кафе.
В начале прогулки было серовато, но зато "бонусы" начались, едва я подошла к Ольгину пруду. Да, именно виды с отражениями я надеялась добавить к основным красотам Островов. Что касается цветов, фотоаппарат видел всё серее, смартфон добавлял голубых оттенков, истина же была где-то посередине.
В начале прогулки было серовато, но зато "бонусы" начались, едва я подошла к Ольгину пруду. Да, именно виды с отражениями я надеялась добавить к основным красотам Островов. Что касается цветов, фотоаппарат видел всё серее, смартфон добавлял голубых оттенков, истина же была где-то посередине.
Петергофский собор святых апостолов Петра и Павла много младше Островов (годы строительства: 1893-1905), итальянскую тематику не поддерживает, но виды явно украшает, и с "Маленькой Италией" не конфликтует. А с дамбы, ведущей на острова, или с самих островов, имея с собой оптику, удобно рассматривать верхнюю часть собора.
Петергофский собор святых апостолов Петра и Павла много младше Островов (годы строительства: 1893-1905), итальянскую тематику не поддерживает, но виды явно украшает, и с "Маленькой Италией" не конфликтует. А с дамбы, ведущей на острова, или с самих островов, имея с собой оптику, удобно рассматривать верхнюю часть собора.
Фото таблички на воротцах перед дамбой привожу, чтобы обратить внимание читающих, что Острова не только доступны исключительно в летний сезон, но и закрыты в дождь.
Фото таблички на воротцах перед дамбой привожу, чтобы обратить внимание читающих, что Острова не только доступны исключительно в летний сезон, но и закрыты в дождь.
Билеты я купила в кассе у входа на Царицын остров в 15.50. Не успела я даже задуматься, в группе или самостоятельно смотреть павильоны, как откуда-то примчалась сотрудница музея и решительно присоединила меня к начавшейся несколько минут назад экскурсии, которая была у Нарцисса. Как оказалось, при лимите времени 2 часа это было верное решение. Одиночных посетителей немного придерживали, пока в павильоны заходила группа. Экскурсовод и рассказала достаточно, и на основные детали успела наше внимание обратить, и скорость передвижения соблюдала так, что из павильона на Ольгином острове мы вышли с запасом времени на неспешный обратный путь с фотографированием окружающих красот.
Билеты я купила в кассе у входа на Царицын остров в 15.50. Не успела я даже задуматься, в группе или самостоятельно смотреть павильоны, как откуда-то примчалась сотрудница музея и решительно присоединила меня к начавшейся несколько минут назад экскурсии, которая была у Нарцисса. Как оказалось, при лимите времени 2 часа это было верное решение. Одиночных посетителей немного придерживали, пока в павильоны заходила группа. Экскурсовод и рассказала достаточно, и на основные детали успела наше внимание обратить, и скорость передвижения соблюдала так, что из павильона на Ольгином острове мы вышли с запасом времени на неспешный обратный путь с фотографированием окружающих красот.
Когда я присоединилась к группе, окружавшей Нарцисса, делать обязательное фото с Царицына острова с водяным куполом над букетом было неудобно, и я отложила это на конец прогулки. На фото - вид с крыльца главного входа Царицына павильона.
Когда я присоединилась к группе, окружавшей Нарцисса, делать обязательное фото с Царицына острова с водяным куполом над букетом было неудобно, и я отложила это на конец прогулки. На фото - вид с крыльца главного входа Царицына павильона.
Немного фото внутри Царицына павильона, он же - "помпеянский". В посещении с группой есть и минус. Помещения внутри павильона небольшие, убирать людей из кадра не всегда получается. Сначала посетители попадают в атриум, обходят бассейн, попутно разглядывая прилегающую к атриуму комнату с тремя нишами и сложным названием "экседра". "Психея с бабочкой" (Ц. Баруцци, 1845 г.) поглощена разглядыванием этой самой бабочки и на посетителей внимания не обращает.
Немного фото внутри Царицына павильона, он же - "помпеянский". В посещении с группой есть и минус. Помещения внутри павильона небольшие, убирать людей из кадра не всегда получается. Сначала посетители попадают в атриум, обходят бассейн, попутно разглядывая прилегающую к атриуму комнату с тремя нишами и сложным названием "экседра". "Психея с бабочкой" (Ц. Баруцци, 1845 г.) поглощена разглядыванием этой самой бабочки и на посетителей внимания не обращает.
"Статуя каррарского мрамора исполнена Ч. Баруцци по заказу императора Николая I. Мастер получил за нее 12 000 франков. Доставлена в Петербург на пароходе «Камчатка». Скульптура была установлена в атриуме Царицына павильона. Во  время Великой Отечественной войны оставалась на  своем месте, сильно повреждена. После войны обнаружена на территории острова. Перемещена в фонды. Отреставрирована к 2005 г. Установлена на своем месте в экспозиции атриума" (текст из каталога, ссылка на который приведена немного позже, в описании фотографии с мраморной скамьёй во внутреннем дворике).
"Статуя каррарского мрамора исполнена Ч. Баруцци по заказу императора Николая I. Мастер получил за нее 12 000 франков. Доставлена в Петербург на пароходе «Камчатка». Скульптура была установлена в атриуме Царицына павильона. Во время Великой Отечественной войны оставалась на своем месте, сильно повреждена. После войны обнаружена на территории острова. Перемещена в фонды. Отреставрирована к 2005 г. Установлена на своем месте в экспозиции атриума" (текст из каталога, ссылка на который приведена немного позже, в описании фотографии с мраморной скамьёй во внутреннем дворике).
С другой стороны бассейна отдыхает прекрасная мраморная дама (Ф. Ламо, Франция, 19 век).
С другой стороны бассейна отдыхает прекрасная мраморная дама (Ф. Ламо, Франция, 19 век).
А когда дама с предыдущей фотографии просыпается, то видит такую вот картину. Фонтан-купол над цветами действующий, но включился, когда мы уже были в гостиной. Опять я осталась без соответствующего фото.
А когда дама с предыдущей фотографии просыпается, то видит такую вот картину. Фонтан-купол над цветами действующий, но включился, когда мы уже были в гостиной. Опять я осталась без соответствующего фото.
По краю бассейна расставлены бронзовые скульптуры 19 века, во многих из которых узнаются известные античные герои.
По краю бассейна расставлены бронзовые скульптуры 19 века, во многих из которых узнаются известные античные герои.
Гостиная - самое большое помещение павильона. Удобно и функционально зонирована. Мозаичный пол в этой её части красив, но это не самый главный мозаичный пол в павильоне.
Гостиная - самое большое помещение павильона. Удобно и функционально зонирована. Мозаичный пол в этой её части красив, но это не самый главный мозаичный пол в павильоне.
Слева по ходу в витрах - Этрусский сервиз, произведённый на Императорском фарфоровом заводе в 1844 году. Вот, что значит мода: фарфор раскрашивали под керамику. 
В левой витрине видна небольшая табличка "Дар семьи Карисаловых". Табличка маленькая, а подарено этой семьёй российским музеям очень много. Свежий пример, и именно императорский фарфор, можно посмотреть в моём материале про выставки фарфора в Эрмитаже зимой 2022-2023 ( <a href='https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/museum/12512/responses/12778' target='_blank' class='ex_k_link'>https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/museum/12512/responses/12778</a> ).
Слева по ходу в витрах - Этрусский сервиз, произведённый на Императорском фарфоровом заводе в 1844 году. Вот, что значит мода: фарфор раскрашивали под керамику. В левой витрине видна небольшая табличка "Дар семьи Карисаловых". Табличка маленькая, а подарено этой семьёй российским музеям очень много. Свежий пример, и именно императорский фарфор, можно посмотреть в моём материале про выставки фарфора в Эрмитаже зимой 2022-2023 ( https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/museum/12512/responses/12778 ).
Грифоны, как известно, охраняют богатство. Штакеншнейдер о состоянии своих заказчиков тоже побеспокоился.
Грифоны, как известно, охраняют богатство. Штакеншнейдер о состоянии своих заказчиков тоже побеспокоился.
К гостиной прилегает столовая. И в центре неё - настоящее сокровище: единственный в России мозаичный пол из древних Помпей.
К гостиной прилегает столовая. И в центре неё - настоящее сокровище: единственный в России мозаичный пол из древних Помпей.
До размеров столовой по эскизу А. И. Штакеншнейдера на Петергофской гранильной фабрике помпейскую мозаику дополнили фризом из порфира, сибирского мрамора, кусков итальянского мрамора, 
найденного при раскопках на «российском» участке Палатинского холма в Риме.
До размеров столовой по эскизу А. И. Штакеншнейдера на Петергофской гранильной фабрике помпейскую мозаику дополнили фризом из порфира, сибирского мрамора, кусков итальянского мрамора, найденного при раскопках на «российском» участке Палатинского холма в Риме.
С уютных диванов в гостиной можно смотреть и на Психею, и на терассу, выходящую на Ольгин пруд.
С уютных диванов в гостиной можно смотреть и на Психею, и на терассу, выходящую на Ольгин пруд.
Привлекают внимание столики с мозаикой разной степени "мелкоты".
Привлекают внимание столики с мозаикой разной степени "мелкоты".
Итальянские картинки со столика в "Маленькой Италии".
Итальянские картинки со столика в "Маленькой Италии".
Очень уютный в благородных оттенках кабинет хозяйки павильона. 
Италия представлена здесь привезенными из неё витыми мраморными колоннами XIII в. с яркими мозаичными узорами из ляпис-лазури, синего и золотого стекла из коллекции, подаренной императору Николаю I князем Х. А. Ливеном.
Очень уютный в благородных оттенках кабинет хозяйки павильона. Италия представлена здесь привезенными из неё витыми мраморными колоннами XIII в. с яркими мозаичными узорами из ляпис-лазури, синего и золотого стекла из коллекции, подаренной императору Николаю I князем Х. А. Ливеном.
Из кабинета хозяйки посетители выходят во внутренний садик, на террасе в левой части которого безмятежно спит Венера. За Венерой виден Ольгин остров и мост, ведущий к нему.
Из кабинета хозяйки посетители выходят во внутренний садик, на террасе в левой части которого безмятежно спит Венера. За Венерой виден Ольгин остров и мост, ведущий к нему.
Раньше эта Венера отдыхала тоже в Петергофе, но немного южнее: у Розового павильона Лугового парка.
Раньше эта Венера отдыхала тоже в Петергофе, но немного южнее: у Розового павильона Лугового парка.
Портик с колоннами - выход из столовой к ступеням причала (фото будут чуть позже). В царские времена острова Ольгиного пруда были доступны только по воде.
Портик с колоннами - выход из столовой к ступеням причала (фото будут чуть позже). В царские времена острова Ольгиного пруда были доступны только по воде.
Направо, в сторону башни, которую, уверена, читатели заприметили на заглавном фото, внутренний садик: растения в горшках, скульптуры, фонтан и шикарная мраморная скамья.
Направо, в сторону башни, которую, уверена, читатели заприметили на заглавном фото, внутренний садик: растения в горшках, скульптуры, фонтан и шикарная мраморная скамья.
Ступени открытой лестницы ведут в кабинет Николая I на втором этаже башни. А из кабинета есть винтовая лестница на обзорную площадку. Увы, для простых посетителей эти помещения недоступны. Скульптуры туристеровцам могут показаться знакомыми. И это не случайно: многие их них они являются копиями известных экспонатов итальянских музеев.
Ступени открытой лестницы ведут в кабинет Николая I на втором этаже башни. А из кабинета есть винтовая лестница на обзорную площадку. Увы, для простых посетителей эти помещения недоступны. Скульптуры туристеровцам могут показаться знакомыми. И это не случайно: многие их них они являются копиями известных экспонатов итальянских музеев.
Орёл показывает, как добывать змеиный яд.
В конце создания этого фотоальбома, интернет выдал мне феноменальный материал с оф. сайта ГМЗ "Петергоф" - каталог "Скульптура Царицина и Ольгина островов". 292 страницы с шикарными иллюстрациями: <a rel="nofollow noreferrer noopener"  href="https://peterhofmuseum.ru/assets/files/20200205/75f6c27fac44584b57c75e9ee2785fa4.pdf?ysclid=loqault5y5668124640" class="ext_link" target="_blank">https://peterhofmuseum.ru/...</a> . Подробно рассказано не только о скульптурах, но и в целом об островах.
В конце создания этого фотоальбома, интернет выдал мне феноменальный материал с оф. сайта ГМЗ "Петергоф" - каталог "Скульптура Царицина и Ольгина островов". 292 страницы с шикарными иллюстрациями: https://peterhofmuseum.ru/... . Подробно рассказано не только о скульптурах, но и в целом об островах.
"Женщина под вуалью", несмотря на свои небольшие размеры, приковывает к себе взгляды посетителей внутреннего садика.
В каталоге, ссылка на который приведена в описании фото с мраморной скамьёй, изложена такая история: "Современная копия из искусственного мрамора сделана с фрагмента частично утраченной мраморной статуи 1718–1719 гг. работы А. Коррадини. Статуя ... первоначально размещалась в Гроте Летнего сада. В 1792 г. скульптуру переместили в Тронный (Георгиевский) зал Зимнего дворца... При пожаре Зимнего дворца в 1837 г. обе статуи сильно пострадали. От статуи «Вера» сохранилась только верхняя часть... В 1840-х гг. ... А. И. Штакеншнейдер отобрал скульптурные и архитектурные фрагменты на складах Гоф-интендантской конторы, он использовал сохранившуюся верхнюю часть статуи «Вера» как поясной бюст, установив его... во внутреннем дворике...  В годы Великой Отечественной войны бюст был эвакуирован... В 2004 г. был реставрирован, и с него изготовили копию искусственного мрамора, которую в  2005 г. установили ... во  внутреннем дворике Царицына павильона. Оригинал экспонируется в Тронном зале Большого дворца Петергофа."
В каталоге, ссылка на который приведена в описании фото с мраморной скамьёй, изложена такая история: "Современная копия из искусственного мрамора сделана с фрагмента частично утраченной мраморной статуи 1718–1719 гг. работы А. Коррадини. Статуя ... первоначально размещалась в Гроте Летнего сада. В 1792 г. скульптуру переместили в Тронный (Георгиевский) зал Зимнего дворца... При пожаре Зимнего дворца в 1837 г. обе статуи сильно пострадали. От статуи «Вера» сохранилась только верхняя часть... В 1840-х гг. ... А. И. Штакеншнейдер отобрал скульптурные и архитектурные фрагменты на складах Гоф-интендантской конторы, он использовал сохранившуюся верхнюю часть статуи «Вера» как поясной бюст, установив его... во внутреннем дворике... В годы Великой Отечественной войны бюст был эвакуирован... В 2004 г. был реставрирован, и с него изготовили копию искусственного мрамора, которую в 2005 г. установили ... во внутреннем дворике Царицына павильона. Оригинал экспонируется в Тронном зале Большого дворца Петергофа."
Из внутреннего садика посетители попадают в Собственный сад Александры Фёдоровны.
Из внутреннего садика посетители попадают в Собственный сад Александры Фёдоровны.
"70 % цветников Островов с точностью повторяют состав растений николаевского сада. При этом картина цветения и ассортимент растений меняется каждый год. Неизменными остаются только розы и незабудки" (из статьи с оф. сайта ГМЗ "Петергоф": <a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://peterhofmuseum.ru/news/2018/887?ysclid=loj52n1dtj682933354" class="ext_link" target="_blank">https://peterhofmuseum.ru/news/2018/887</a> 
).
"70 % цветников Островов с точностью повторяют состав растений николаевского сада. При этом картина цветения и ассортимент растений меняется каждый год. Неизменными остаются только розы и незабудки" (из статьи с оф. сайта ГМЗ "Петергоф": https://peterhofmuseum.ru/news/2018/887 ).
Более подробный осмотр сада я оставила на завершающую часть прогулки. Группа прошла в сторону моста на Ольгин остров. Меня же интересовало место у забора, обозначенное на фото стрелкой.
Более подробный осмотр сада я оставила на завершающую часть прогулки. Группа прошла в сторону моста на Ольгин остров. Меня же интересовало место у забора, обозначенное на фото стрелкой.
И не зря я понадеялась на это место. Коллекция отражений была пополнена. Правда получила предупреждение охраны, что при приближении к забору может сработать сигнализация, хотя я даже на газон не наступала, только на поребрик.
И не зря я понадеялась на это место. Коллекция отражений была пополнена. Правда получила предупреждение охраны, что при приближении к забору может сработать сигнализация, хотя я даже на газон не наступала, только на поребрик.
В этом месте альбома решила сделать "монтаж". Слева - кадр, после которого я покинула Царицын остров, и по наплавному мосту поспешила догонять группу, приближавшуюся уже к Ольгину. Справа - фото после возвращения. В середине был Ольгин остров, но это уже другая история.
В этом месте альбома решила сделать "монтаж". Слева - кадр, после которого я покинула Царицын остров, и по наплавному мосту поспешила догонять группу, приближавшуюся уже к Ольгину. Справа - фото после возвращения. В середине был Ольгин остров, но это уже другая история.
Вернувшись с Ольгиного острова на Царицын, я пошла не направо к павильону, а налево, обходя по периметру Собственный садик императрицы.
Вернувшись с Ольгиного острова на Царицын, я пошла не направо к павильону, а налево, обходя по периметру Собственный садик императрицы.
Полчаса до закрытия Островов, и народу в садике было примерно так. С этой стороны хорошо видна сложная и разнообразная архитектура Царицына павильона, в том числе, закрытая для посетителей башня. Загадала желание, чтобы когда-нибудь попасть туда и взглянуть на всю эту красоту сверху. Пока же  смотрим фотографии эрмитажного фотографа Юрия Молодковца в статье из "Адресов Петербурга", ссылку на которую я приводила ранее.
Полчаса до закрытия Островов, и народу в садике было примерно так. С этой стороны хорошо видна сложная и разнообразная архитектура Царицына павильона, в том числе, закрытая для посетителей башня. Загадала желание, чтобы когда-нибудь попасть туда и взглянуть на всю эту красоту сверху. Пока же смотрим фотографии эрмитажного фотографа Юрия Молодковца в статье из "Адресов Петербурга", ссылку на которую я приводила ранее.
По пути преподнесла розу собору и поблагодарила его за прекрасные виды и отражения.
По пути преподнесла розу собору и поблагодарила его за прекрасные виды и отражения.
В окружении клумб обращают на себя внимание такие вот "разноордерные" постаменты под вазонами.
В окружении клумб обращают на себя внимание такие вот "разноордерные" постаменты под вазонами.
"Изящная, бело-голубая колонна из трубочек многослойного стекла, с золоченым цоколем и капителью в коринфском стиле работы Генриха Бергеса увенчана золотой скульптурой «Девочка с попугаем». Фридрих-Вильгельм IV., прусский король, брат имп. Александры Федоровны подарил ее императору Николаю I . Первоначально колонну установили в Коттедже. Но вскоре по распоряжению имп. Александры Федоровны она была перенесена на Царицын остров на Ольгином пруду. Во время войны колонна была разбита, и её осколки находились в земле все послевоенные годы. С помощью двух известных немецких фирм «Сименс» и «Кнауф» колонна была отреставрирована и в 2001 г. подарена ГМЗ «Петергоф». Образцом для восстановления колонны послужила уцелевшая хрустальная мюнхенская колонна. Аналогичная колонна находится в ансамбле Сан-Суси, в Потсдаме." (из статьи про Царицын павильон на Citywalls.ru: <a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://www.citywalls.ru/house26317.html?s=3af6069ht92vcnu7jhr9fkk6m9" class="ext_link" target="_blank">https://www.citywalls.ru/house26317.html</a> 
)
"Изящная, бело-голубая колонна из трубочек многослойного стекла, с золоченым цоколем и капителью в коринфском стиле работы Генриха Бергеса увенчана золотой скульптурой «Девочка с попугаем». Фридрих-Вильгельм IV., прусский король, брат имп. Александры Федоровны подарил ее императору Николаю I . Первоначально колонну установили в Коттедже. Но вскоре по распоряжению имп. Александры Федоровны она была перенесена на Царицын остров на Ольгином пруду. Во время войны колонна была разбита, и её осколки находились в земле все послевоенные годы. С помощью двух известных немецких фирм «Сименс» и «Кнауф» колонна была отреставрирована и в 2001 г. подарена ГМЗ «Петергоф». Образцом для восстановления колонны послужила уцелевшая хрустальная мюнхенская колонна. Аналогичная колонна находится в ансамбле Сан-Суси, в Потсдаме." (из статьи про Царицын павильон на Citywalls.ru: https://www.citywalls.ru/house26317.html )
Я, конечно, не считала, но в статье про Острова на оф. сайте ГМЗ "Петергоф" написано так: "В садах парка произрастает около 1 300 декоративно-цветущих кустарников и лиан, 250 сортовых роз. При этом картина цветения и ассортимент растений (летников, двулетников, луковичных, многолетников) меняется каждый год и варьируется в целом до 50 тысяч растений." От меня лично огромное спасибо мастерам (скорее всего, мастерицам) создающим и ухаживающим за этой красотой.
Я, конечно, не считала, но в статье про Острова на оф. сайте ГМЗ "Петергоф" написано так: "В садах парка произрастает около 1 300 декоративно-цветущих кустарников и лиан, 250 сортовых роз. При этом картина цветения и ассортимент растений (летников, двулетников, луковичных, многолетников) меняется каждый год и варьируется в целом до 50 тысяч растений." От меня лично огромное спасибо мастерам (скорее всего, мастерицам) создающим и ухаживающим за этой красотой.
На заднем плане охранник изучает композицию, напоминающую античные руины. Прочитала, что это части декоративной отделки третьего Исаакиевского собора авторства архитектора Ринальди.
Я же направляюсь к розам, без которых рассказ про Собственный садик императрицы точно не будет полным. Поэтому и в альбом включаю несколько фото, хоть они и не получились, как надо. К 10 сентября большинство роз уже отцвело, но некоторые ещё были вполне бодрыми.
На заднем плане охранник изучает композицию, напоминающую античные руины. Прочитала, что это части декоративной отделки третьего Исаакиевского собора авторства архитектора Ринальди. Я же направляюсь к розам, без которых рассказ про Собственный садик императрицы точно не будет полным. Поэтому и в альбом включаю несколько фото, хоть они и не получились, как надо. К 10 сентября большинство роз уже отцвело, но некоторые ещё были вполне бодрыми.
Белая Роза очень розы любила. В статье "Маленькая Италия ...", ссылку на которую я приводила ранее, написано: "Из сохранившихся документов садовника П. Эрлера известно, что в 1844 году для Царицына острова было приобретено 800 кустов роз". Сейчас, конечно, кустов 250, но и это - не мало.
Белая Роза очень розы любила. В статье "Маленькая Италия ...", ссылку на которую я приводила ранее, написано: "Из сохранившихся документов садовника П. Эрлера известно, что в 1844 году для Царицына острова было приобретено 800 кустов роз". Сейчас, конечно, кустов 250, но и это - не мало.
Очень мне нравится этот сложный цвет. Пыльная роза с сиреневым оттенком?
Очень мне нравится этот сложный цвет. Пыльная роза с сиреневым оттенком?
Обойдя Царицын павильон слева, возвращаюсь в часть сада с южной стороны.
Обойдя Царицын павильон слева, возвращаюсь в часть сада с южной стороны.
Вместе с Нарциссом недоумеваем: "А где фонтан?" До закрытия ещё минут 15-20, а его уже выключили. Моя идея отложить его крупное фото на конец прогулки оказалась неправильной.
Вместе с Нарциссом недоумеваем: "А где фонтан?" До закрытия ещё минут 15-20, а его уже выключили. Моя идея отложить его крупное фото на конец прогулки оказалась неправильной.
Но зато напоследок, можно сказать, почувствовала себя царицей :). Количество посетителей в этой части сада равнялось 1, то есть мне.
Но зато напоследок, можно сказать, почувствовала себя царицей :). Количество посетителей в этой части сада равнялось 1, то есть мне.
Вот эта вся красота была только для меня :).
Вот эта вся красота была только для меня :).
"В ХIХ в., в «золотую эпоху» российско-германских отношений, император Фридрих Вильгельм IV подарил своей сестре Шарлоте Прусской (Александре Федоровне) бронзовую копию «Молящегося мальчика». Это одна из самых известных скульптур Берлинской  античной коллекции. Ее нашли в конце ХV в. на греческом острове Родос. Она датируется примерно 300-м г. до рождества Христова. «Молящегося мальчика» поместили в одну из ниш Царицына павильона на Ольгином пруду Петергофа. Здесь она находилась до 1944, затем была уничтожена. К 60 - летию Победы президент Фонда прусского культурного наследия Клаус Петер Леман передал новую бронзовую копию «Молящегося мальчика» в дар Петергофу." (из статьи на Citywalls.ru: <a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://www.citywalls.ru/house26317.html?s=3af6069ht92vcnu7jhr9fkk6m9" class="ext_link" target="_blank">https://www.citywalls.ru/house26317.html</a> , в статье много интересных фотографий).
).
"В ХIХ в., в «золотую эпоху» российско-германских отношений, император Фридрих Вильгельм IV подарил своей сестре Шарлоте Прусской (Александре Федоровне) бронзовую копию «Молящегося мальчика». Это одна из самых известных скульптур Берлинской античной коллекции. Ее нашли в конце ХV в. на греческом острове Родос. Она датируется примерно 300-м г. до рождества Христова. «Молящегося мальчика» поместили в одну из ниш Царицына павильона на Ольгином пруду Петергофа. Здесь она находилась до 1944, затем была уничтожена. К 60 - летию Победы президент Фонда прусского культурного наследия Клаус Петер Леман передал новую бронзовую копию «Молящегося мальчика» в дар Петергофу." (из статьи на Citywalls.ru: https://www.citywalls.ru/house26317.html , в статье много интересных фотографий). ).
Завершив прогулку по Островам, по дамбе возвращаюсь на "большую землю". За спиной у меня сквозь облака пробивается вечернее солнце, мягко подсвечивая отражения в ставшей ещё более зеркальной воде Ольгина пруда.
Завершив прогулку по Островам, по дамбе возвращаюсь на "большую землю". За спиной у меня сквозь облака пробивается вечернее солнце, мягко подсвечивая отражения в ставшей ещё более зеркальной воде Ольгина пруда.
Оглянулась. Фото против солнца получилось немного странным. Но пусть будет для полноты отчёта.
Оглянулась. Фото против солнца получилось немного странным. Но пусть будет для полноты отчёта.
Этот ракурс был в начале альбома. Пусть альбом будет закольцован, но в новой степени зеркальности. Общий план прогулки считаю выполненным: порадовали меня и цветы, и скульптуры, и архитектура, и бонусы-отражения.
Этот ракурс был в начале альбома. Пусть альбом будет закольцован, но в новой степени зеркальности. Общий план прогулки считаю выполненным: порадовали меня и цветы, и скульптуры, и архитектура, и бонусы-отражения.
На этом моё маленькое путешествие в петергофскую Италию завершилось. И в отражения я решила добавить берёз.
На этом моё маленькое путешествие в петергофскую Италию завершилось. И в отражения я решила добавить берёз.
После выхода с дамбы я повернула налево, и по  дорожке вдоль берега и ул. Бородачёва пошла в сторону остановки автобуса. Но через несколько метров берёзки, пруд и собор показали мне, что телефон был убран в сумку слишком рано. 
А краткий итог этой послеобеденной прогулки можно сформулировать, 
примерно, так: два небольших острова и два небольших же павильона на них подарили мне не самые плохие два часа сентября 2023 года. 
А закончу я, пожалуй, информацией для москвичей и тех, кто в ближайшее время туда собирается: Государственный исторический музей до 12.02.2024 г. рассказывает про сокровища Белой Розы, и без петергофских экспонатов там, конечно, не обошлось ( <a rel="nofollow noreferrer noopener"  href="https://shm.ru/shows/36688/" class="ext_link" target="_blank">https://shm.ru/shows/36688/</a> ).
После выхода с дамбы я повернула налево, и по дорожке вдоль берега и ул. Бородачёва пошла в сторону остановки автобуса. Но через несколько метров берёзки, пруд и собор показали мне, что телефон был убран в сумку слишком рано. А краткий итог этой послеобеденной прогулки можно сформулировать, примерно, так: два небольших острова и два небольших же павильона на них подарили мне не самые плохие два часа сентября 2023 года. А закончу я, пожалуй, информацией для москвичей и тех, кто в ближайшее время туда собирается: Государственный исторический музей до 12.02.2024 г. рассказывает про сокровища Белой Розы, и без петергофских экспонатов там, конечно, не обошлось ( https://shm.ru/shows/36688/ ).

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому