Турист Светлана (SV_E)
Светлана
была сегодня 14:03
Фотоальбом

Санкт-Петербург. Русский музей. «Рисунки и акварели передвижников»

SM-A225F
14 26
Санкт-Петербург: полезная информация

На Туристере уже дважды показали проходящую сейчас в Третьяковской галерее выставку «Передвижники». Но я не поняла, представлена ли там графика художников ТПХВ. А она — очень интересная. Поэтому и решила немного показать выставку, которая в 2024 году проходила в Русском музее и называлась просто: «Рисунки и акварели передвижников».

И сразу приношу извинения, что качество фотографий не всегда позволяет рассмотреть детали работ. Сложно снимать из-за необходимых для сохранности графических произведений уровня освещённости 50 люкс и бликующих стёкол.

Кратко о передвижниках в описании выставки на сайте Русского музея сказано: «ТПХВ объединило художников, убежденных в том, что искусство способно влиять на духовный мир людей. Показ выставок во многих городах позволял приобщить к искусству больше публики. Это время отмечено необычайным подъемом духа, породившим в литературе Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, И. А. Гончарова, А. Н. Островского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, в музыке П. И. Чайковского и М. П. Мусоргского, а в изобразительном искусстве И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. Н. Крамского, Н. А. Ярошенко, В. Е. Маковского. Именно эти художники составили стержень передвижничества».

Выставки графики Русский музей проводит в одном из своих филиалов - Михайловском замке. И показывает последовательно. Первой была "Рисунки и акварели. XVIII век", потом - "От Ореста Кипренского до Павла Федотова. Рисунки и акварели первой половины XIX века". "Передвижники" - третья. Сейчас, до 15 февраля 2025 г., проходит четвёртая - "Линия. Штрих. Пятно. Рисунок ХХ века из собрания Русского музея": <a rel="nofollow noreferrer noopener"  href="https://rusmuseum.ru/mikhailovsky-castle/exhibitions/liniya-shtrikh-pyatno-risunok-khkh-veka-iz-sobraniya-russkogo-muzeya/" class="ext_link" target="_blank">https://rusmuseum.ru/mikhailovsky-castle/exhibitions/liniya-shtrikh-pyatno-risunok-khkh-veka-iz-sobraniya-russkogo-muzeya/</a> . В общем, масштабно, подробно, интересно.
Выставки графики Русский музей проводит в одном из своих филиалов - Михайловском замке. И показывает последовательно. Первой была "Рисунки и акварели. XVIII век", потом - "От Ореста Кипренского до Павла Федотова. Рисунки и акварели первой половины XIX века". "Передвижники" - третья. Сейчас, до 15 февраля 2025 г., проходит четвёртая - "Линия. Штрих. Пятно. Рисунок ХХ века из собрания Русского музея": https://rusmuseum.ru/mikhailovsky-castle/exhibitions/liniya-shtrikh-pyatno-risunok-khkh-veka-iz-sobraniya-russkogo-muzeya/ . В общем, масштабно, подробно, интересно.
Афиша выставки в коридоре замка. Согласитесь, список имён впечатляет.
Афиша выставки в коридоре замка. Согласитесь, список имён впечатляет.
Текст информационного стенда выставки. Снимать пришлось под углами, так как он тоже бликовал :).
Текст информационного стенда выставки. Снимать пришлось под углами, так как он тоже бликовал :).
Когда речь идёт о графических произведениях авторов знаменитых картин маслом, то, конечно, в первую очередь в голову приходит мысль, что показывают эскизы и этюды. И такая графика на выставке была, в том числе, имеющая отношение к очень известным работам. 
В.М. Васнецов "Богатыри", 1871-1874, бумага, графитный карандаш. Первоначальный эскиз одноимённой картины (1898, Третьяковская галерея (далее ГТГ)).
Когда речь идёт о графических произведениях авторов знаменитых картин маслом, то, конечно, в первую очередь в голову приходит мысль, что показывают эскизы и этюды. И такая графика на выставке была, в том числе, имеющая отношение к очень известным работам. В.М. Васнецов "Богатыри", 1871-1874, бумага, графитный карандаш. Первоначальный эскиз одноимённой картины (1898, Третьяковская галерея (далее ГТГ)).
Эскиз "Богатырей" на выставке отнесён к картине в ГТГ, но в Петербурге есть свои "Богатыри" Васнецова (см. фото слева). И надо разбираться, к какой из картин нарисован эскиз :). А находится картина в музее-квартире коллекционера, ФИО которого знакомо многим: Иван Петрович Павлов. Слева в ленте скрин из оф. страницы музея ВКонтакте ( <a rel="nofollow noreferrer noopener"  href="https://vk.com/club206528536?ysclid=m4bcmgujta734335155" class="ext_link" target="_blank">https://vk.com/club206528536</a> ), так как в самом музее фотографировать нельзя. Несмотря на этот сильный недостаток музея для туристеровцев :), к посещению его рекомендую: расскажут много интересного и необычного про учёного, и коллекция картин весьма не плоха. Находится музей-квартира на углу 7 линии Васильевского острова и набережной лейтенанта Шмидта, в доме, известном количеством мемориальных досок на фасаде (тёмные прямоугольники между окнами первого этажа здания на правом снимке). Вход с 7 линии. Раньше экскурсии проводились в рамках различных музейных фестивалей, сейчас - регулярные для сборных групп, поэтому попасть в музей стало проще.
Эскиз "Богатырей" на выставке отнесён к картине в ГТГ, но в Петербурге есть свои "Богатыри" Васнецова (см. фото слева). И надо разбираться, к какой из картин нарисован эскиз :). А находится картина в музее-квартире коллекционера, ФИО которого знакомо многим: Иван Петрович Павлов. Слева в ленте скрин из оф. страницы музея ВКонтакте ( https://vk.com/club206528536 ), так как в самом музее фотографировать нельзя. Несмотря на этот сильный недостаток музея для туристеровцев :), к посещению его рекомендую: расскажут много интересного и необычного про учёного, и коллекция картин весьма не плоха. Находится музей-квартира на углу 7 линии Васильевского острова и набережной лейтенанта Шмидта, в доме, известном количеством мемориальных досок на фасаде (тёмные прямоугольники между окнами первого этажа здания на правом снимке). Вход с 7 линии. Раньше экскурсии проводились в рамках различных музейных фестивалей, сейчас - регулярные для сборных групп, поэтому попасть в музей стало проще.
В.Г. Перов "Суд Пугачёва", 1873, бумага серая, Графитный карандаш.Эскиз-вариант одноимённой картины (1875, ГИМ).
В.Г. Перов "Суд Пугачёва", 1873, бумага серая, Графитный карандаш.Эскиз-вариант одноимённой картины (1875, ГИМ).
И.Е. Репин "Арест пропагандиста", 1879, Бумага жёлтая, карандаш графитный, растушка. Первоначальный эскиз второго варианта одноимённой картин (1880-1892, ГТГ).
И.Е. Репин "Арест пропагандиста", 1879, Бумага жёлтая, карандаш графитный, растушка. Первоначальный эскиз второго варианта одноимённой картин (1880-1892, ГТГ).
В.Д. Поленов "Христос и грешница", 1873, бумага, карандаш графитный, фиксирование. Первоначальный эскиз композиции картины "Христос и грешница (Кто без греха?)" (1888, ГРМ)
В.Д. Поленов "Христос и грешница", 1873, бумага, карандаш графитный, фиксирование. Первоначальный эскиз композиции картины "Христос и грешница (Кто без греха?)" (1888, ГРМ)
В.Е. Маковский "Осужденный", 1877,  бумага, акварель, белила, графитный карандаш. Эскиз одноимённой картины (1879, ГРМ).
В.Е. Маковский "Осужденный", 1877, бумага, акварель, белила, графитный карандаш. Эскиз одноимённой картины (1879, ГРМ).
И.И. Левитан "На реке", 1889,  бумага, акварель, графитный карандаш. Этюд для картины "После дождя. Плёс" (1889, ГТГ).
И.И. Левитан "На реке", 1889, бумага, акварель, графитный карандаш. Этюд для картины "После дождя. Плёс" (1889, ГТГ).
В.М. Максимов "Герои Севастополя", 1886, бумага, сепия, графитный карандаш. Первый эскиз картины, экспонировавшейся на XV выставке Товарищества передвижников (1887, местонахождение неизвестно).
В.М. Максимов "Герои Севастополя", 1886, бумага, сепия, графитный карандаш. Первый эскиз картины, экспонировавшейся на XV выставке Товарищества передвижников (1887, местонахождение неизвестно).
М.В. Нестеров "Великий постриг", 1888, бумага серая, тушь, белила. Эскиз одноимённой картины (1898, ГРМ).
М.В. Нестеров "Великий постриг", 1888, бумага серая, тушь, белила. Эскиз одноимённой картины (1898, ГРМ).
Но большая часть представленных работ - это самодостаточные произведения графики, относящиеся к разным жанрам. Вот так, например, выглядел открывавший выставку зал портретов.
В описании выставки (ссылка была в начале альбома) про портреты сказано так: "В портретных рисунках 1870-х годов, исполненных в основном в технике графитного карандаша или соуса, запечатлены черты представителей разночинной интеллигенции и крестьян. Их образы отмечены глубоким психологизмом и стремлением выявить общее, типическое, свойственное поколению. Особенно показательны такие работы, как «Интеллигент (Портрет Чагина из Чугуева)» И.Е. Репина, «Портрет молодой женщины» Н.А. Ярошенко, «Крестьянин Игнатий Пирогов» И.Н. Крамского. В портретных работах 1880-х годов, при сохранении психологизма и типизации, заметна тенденция акцентировать саму подачу образа, чтобы отчетливее выразить авторское отношение к модели".
Но большая часть представленных работ - это самодостаточные произведения графики, относящиеся к разным жанрам. Вот так, например, выглядел открывавший выставку зал портретов. В описании выставки (ссылка была в начале альбома) про портреты сказано так: "В портретных рисунках 1870-х годов, исполненных в основном в технике графитного карандаша или соуса, запечатлены черты представителей разночинной интеллигенции и крестьян. Их образы отмечены глубоким психологизмом и стремлением выявить общее, типическое, свойственное поколению. Особенно показательны такие работы, как «Интеллигент (Портрет Чагина из Чугуева)» И.Е. Репина, «Портрет молодой женщины» Н.А. Ярошенко, «Крестьянин Игнатий Пирогов» И.Н. Крамского. В портретных работах 1880-х годов, при сохранении психологизма и типизации, заметна тенденция акцентировать саму подачу образа, чтобы отчетливее выразить авторское отношение к модели".
Н.А. Ярошенко "Портрет сестры художника", вторая половина 1870-х, бумага, итальянский карандаш, соус.
Н.А. Ярошенко "Портрет сестры художника", вторая половина 1870-х, бумага, итальянский карандаш, соус.
И.Н. Крамской "Крестьянин Игнатий Пирогов", 1874, бумага коричневатая, акварель. Игнатий Пирогов - натурщик Академии художеств.
И.Н. Крамской "Крестьянин Игнатий Пирогов", 1874, бумага коричневатая, акварель. Игнатий Пирогов - натурщик Академии художеств.
Н.А. Ярошенко "Портрет девочки-подростка", конец 1870-х - начало 1880-х, бумага, акварель, лак.
Н.А. Ярошенко "Портрет девочки-подростка", конец 1870-х - начало 1880-х, бумага, акварель, лак.
Были на выставке и портреты, в которых авторы изображали сподвижников по ТПХВ. Н.А. Ярошенко "Портрет художника М.К. Клодта", 1878, бумага желтоватая, наклеенная на картон, соус, мел.  Михаил Константинович Клодт вышел из ТПХВ в 1880 г. в результате конфликта, связанного с оценкой творчества А.И. Куинджи.
Были на выставке и портреты, в которых авторы изображали сподвижников по ТПХВ. Н.А. Ярошенко "Портрет художника М.К. Клодта", 1878, бумага желтоватая, наклеенная на картон, соус, мел. Михаил Константинович Клодт вышел из ТПХВ в 1880 г. в результате конфликта, связанного с оценкой творчества А.И. Куинджи.
В.М. Васнецов "Портрет И.Н. Крамского", 1871, бумага, соус, итальянский  карандаш.
В.М. Васнецов "Портрет И.Н. Крамского", 1871, бумага, соус, итальянский карандаш.
Л.О. Пастернак "Портрет художника Н.Д. Кузнецова", 1887, бумага, уголь, графитный карандаш.
Л.О. Пастернак "Портрет художника Н.Д. Кузнецова", 1887, бумага, уголь, графитный карандаш.
М.П. Клодт " Портрет скульптора П.К. Клодта", 1877, бумага, сепия, белила, графитный карандаш
М.П. Клодт " Портрет скульптора П.К. Клодта", 1877, бумага, сепия, белила, графитный карандаш
Сын, рисуя отца, вокруг изобразил столько деталей, что можно было в названии и не указывать, чей это портрет.
Сын, рисуя отца, вокруг изобразил столько деталей, что можно было в названии и не указывать, чей это портрет.
"Конный портрет" на выставке тоже был :). 
В.А. Серов "И.Е. Репин верхом на лошади", 1879-1880, бумага на картоне, графитный карандаш, частное собрание.
"Конный портрет" на выставке тоже был :). В.А. Серов "И.Е. Репин верхом на лошади", 1879-1880, бумага на картоне, графитный карандаш, частное собрание.
Женским образам, несмотря на всю их аполитичность, передвижники тоже внимание уделяли. И, конечно же, на выставке были замечательные портреты жён. И.Н. Крамской "Портрет С.Н. Крамской, жены художника, 1879, бумага, соус.
Женским образам, несмотря на всю их аполитичность, передвижники тоже внимание уделяли. И, конечно же, на выставке были замечательные портреты жён. И.Н. Крамской "Портрет С.Н. Крамской, жены художника, 1879, бумага, соус.
Часть рисунков и акварелей были в столах-витринах, где затемнялись, и бликов было ещё больше, чем у висящих на стенах. Но некоторые из них очень захотелось показать в альбоме. А.И. Куинджи "Портрет В.Л. Куинджи", 1875, бумага, графитный карандаш. Вера Леонтьевна - жена Архипа Ивановича.
И.М. Прянишников "Девушка с коромыслом", конец 1870-х - начало 1880-х, бумага, графитный карандаш, частное собрание.
И.М. Прянишников "Девушка с коромыслом", конец 1870-х - начало 1880-х, бумага, графитный карандаш, частное собрание.
К.В. Лемох "Девочка с корзинкой", 1886, бумага, акварель. Совсем небольшую работу тоже было сложно фотографировать в горизонтальной витрине, но как же хороши и главная героиня, и кот (кошка?).
К.В. Лемох "Девочка с корзинкой", 1886, бумага, акварель. Совсем небольшую работу тоже было сложно фотографировать в горизонтальной витрине, но как же хороши и главная героиня, и кот (кошка?).
Акварель с выставки (фото слева) точно мне что-то напоминала. С запоминанием имён авторов у меня проблемы :). И уже составляя этот альбом, я поняла, что в голове у меня всплывает картина "Варька", увиденная на выставке "Покой и радость" в Манеже (часть выставки я показывала тут: <a href="https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/artgallery/38865/responses/10440" target="_blank" class="ex_k_link">https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/artgallery/38865/responses/10440</a>,  фото справа с просторов интернета, так как, увы, потеряна флешка со своими фотографиями той выставки). А автором "Варьки" оказался ... Карл Лемох.
Акварель с выставки (фото слева) точно мне что-то напоминала. С запоминанием имён авторов у меня проблемы :). И уже составляя этот альбом, я поняла, что в голове у меня всплывает картина "Варька", увиденная на выставке "Покой и радость" в Манеже (часть выставки я показывала тут: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/artgallery/38865/responses/10440, фото справа с просторов интернета, так как, увы, потеряна флешка со своими фотографиями той выставки). А автором "Варьки" оказался ... Карл Лемох.
Конечно, на выставке были представлены работы И.Е. Репина. И я рада, что получились снимки, которые можно увеличивать, чтобы рассмотреть детали. "Интеллигент (портрет Чагина из Чугуева)", 1878, бумага, графитный карандаш, растушка.
И.Е. Репин "Портрет художника Н.Н. Дубовского", 1884,  бумага жёлтая, соус, уголь. В 1898-1918 годах Николай Никанорович Дубовской фактически возглавлял ТПХВ. В описании выставки на сайте РМ про портрет написано так: "В портрете «Художника Н.Н. Дубовского» И.Е. Репина изображенный предстает как бы выхваченным из потока времени".
И.Е. Репин "Портрет художника Н.Н. Дубовского", 1884, бумага жёлтая, соус, уголь. В 1898-1918 годах Николай Никанорович Дубовской фактически возглавлял ТПХВ. В описании выставки на сайте РМ про портрет написано так: "В портрете «Художника Н.Н. Дубовского» И.Е. Репина изображенный предстает как бы выхваченным из потока времени".
И.Е. Репин "Портрет М.И. Арцыбушевой", 1880,  бумага, графитный карандаш. Этот рисунок был на афише выставки. Мария Ивановна  Арцыбушева - жена коллекционера К.Д.  Арцыбушева.
И.Е. Репин "Портрет М.И. Арцыбушевой", 1880, бумага, графитный карандаш. Этот рисунок был на афише выставки. Мария Ивановна Арцыбушева - жена коллекционера К.Д. Арцыбушева.
Про пейзажи в описании выставки написано так: "Жанр пейзажа в графическом творчестве передвижников также заметно эволюционировал, но неизменным оставалось одно: мотивы родной природы вытесняли интерес к красотам Италии, так привлекавших художников предыдущей половины столетия". Можно предположить, что на фото рисунок Шишкина, но нет: А.И. Куинджи "Дорога в сосновом лесу", 1870-е - 1880-е,  бумага, наклеенная на картон, графитный карандаш.
Про пейзажи в описании выставки написано так: "Жанр пейзажа в графическом творчестве передвижников также заметно эволюционировал, но неизменным оставалось одно: мотивы родной природы вытесняли интерес к красотам Италии, так привлекавших художников предыдущей половины столетия". Можно предположить, что на фото рисунок Шишкина, но нет: А.И. Куинджи "Дорога в сосновом лесу", 1870-е - 1880-е, бумага, наклеенная на картон, графитный карандаш.
А теперь и И.И. Шишкин: "В лесу", 1871,  бумага серая, уголь, итальянский карандаш, процарапывание.
А теперь и И.И. Шишкин: "В лесу", 1871, бумага серая, уголь, итальянский карандаш, процарапывание.
На этой выставке показывали рисунки, но в части всей графики художника хочется привести слова А.И. Сомова: "Если он один из первых в ряду современных русских живописцев пейзажа, то, как гравер-пейзажист – единственный и небывалый в России". Некоторое время назад РМ на выставке работ И.И. Шишкина большое внимание уделял графике. Лекцию можно посмотреть на медиапортале музея: <a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://media.rusmuseum.ru/catalog/russkoe_iskusstvo_vtoroy_poloviny_xix_veka/pechatnaya_grafika_ivana_shishkina/?ysclid=m4btcaum8o938027061" class="ext_link" target="_blank">https://media.rusmuseum.ru/catalog/russkoe_iskusstvo_vtoroy_poloviny_xix_veka/pechatnaya_grafika_ivana_shishkina/</a> .
И в 2021 году в Эрмитаже была интереснейшая выставка русского офорта, где были представлены работы всех ведущих мастеров этого жанра. Фильм к выставке тут: <a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://rutube.ru/video/9260c504291a84257e711123dd641b89/?ysclid=m4btuu6ewc668171946" class="ext_link" target="_blank">https://rutube.ru/video/9260c504291a84257e711123dd641b89/</a> (есть и в оф. Вконтакте и Youtube  музея). Выложена также экскурсия по выставке после церемонии открытия.
На этой выставке показывали рисунки, но в части всей графики художника хочется привести слова А.И. Сомова: "Если он один из первых в ряду современных русских живописцев пейзажа, то, как гравер-пейзажист – единственный и небывалый в России". Некоторое время назад РМ на выставке работ И.И. Шишкина большое внимание уделял графике. Лекцию можно посмотреть на медиапортале музея: https://media.rusmuseum.ru/catalog/russkoe_iskusstvo_vtoroy_poloviny_xix_veka/pechatnaya_grafika_ivana_shishkina/ . И в 2021 году в Эрмитаже была интереснейшая выставка русского офорта, где были представлены работы всех ведущих мастеров этого жанра. Фильм к выставке тут: https://rutube.ru/video/9260c504291a84257e711123dd641b89/ (есть и в оф. Вконтакте и Youtube музея). Выложена также экскурсия по выставке после церемонии открытия.
И.И. Шишкин "Лес", 1874,  бумага, тушь, перо.
И.И. Шишкин "Лес", 1874, бумага, тушь, перо.
Этот рисунок можно увеличивать, и рассматривать бесконечное число штрихов, из которых складывается пейзаж. 
Я очень согласна с фразой из описания выставки на сайте РМ: "Виртуозные пейзажные рисунки И.И. Шишкина по значимости не уступают его картинам".
Этот рисунок можно увеличивать, и рассматривать бесконечное число штрихов, из которых складывается пейзаж. Я очень согласна с фразой из описания выставки на сайте РМ: "Виртуозные пейзажные рисунки И.И. Шишкина по значимости не уступают его картинам".
В.М. Максимов "Хата в Черниговской губернии", 1871,  бумага, графитный карандаш. Рисунок экспонировался на первой выставке ТПХВ (1871). Из описания выставки: " Пейзажи К.Ф. Гуна, В.М. Максимова 1870-х годов трогательны искренней увлеченностью скромными мотивами, поражают мастерством исполнения".
В.М. Максимов "Хата в Черниговской губернии", 1871, бумага, графитный карандаш. Рисунок экспонировался на первой выставке ТПХВ (1871). Из описания выставки: " Пейзажи К.Ф. Гуна, В.М. Максимова 1870-х годов трогательны искренней увлеченностью скромными мотивами, поражают мастерством исполнения".
К.Ф. Гун "Село Царевщина", 1874, картон тонкий, сепия. Царевщина - ныне посёлок Волжский. Располагается на левом берегу реки Сок в месте её впадения в Волгу, рядом с Жигулёвскими горами.
К.Ф. Гун "Село Царевщина", 1874, картон тонкий, сепия. Царевщина - ныне посёлок Волжский. Располагается на левом берегу реки Сок в месте её впадения в Волгу, рядом с Жигулёвскими горами.
А.К. Саврасов "Пейзаж", 1879,  бумага, тушь.
А.К. Саврасов "Пейзаж", 1879, бумага, тушь.
А.П. Боголюбов "Аллея в парке в Шварценберге (Саксония)", 1872,  бумага, акварель, белила.
А.П. Боголюбов "Аллея в парке в Шварценберге (Саксония)", 1872, бумага, акварель, белила.
А.П. Боголюбов "Парк в Горах-Горках Могилёвской губернии", 1873,  бумага желтоватая, гуашь, акварель.
А.П. Боголюбов "Парк в Горах-Горках Могилёвской губернии", 1873, бумага желтоватая, гуашь, акварель.
И.И. Левитан "Тяга. Весна. Последний снег", 1890-е, бумага на картоне, акварель. Частное собрание.
И.И. Левитан "Тяга. Весна. Последний снег", 1890-е, бумага на картоне, акварель. Частное собрание.
И опять РМ чётко формулирует основное: " В 1880-х годах изображение природы приобретает новые черты. Описательный характер уступает место более обобщенной трактовке. Пейзаж, сохраняя реалистические черты, становится поводом для выражения авторского чувства, наполняется лиризмом, поэтичностью. В большей степени это относится к акварелям Левитана".
И опять РМ чётко формулирует основное: " В 1880-х годах изображение природы приобретает новые черты. Описательный характер уступает место более обобщенной трактовке. Пейзаж, сохраняя реалистические черты, становится поводом для выражения авторского чувства, наполняется лиризмом, поэтичностью. В большей степени это относится к акварелям Левитана".
И.И. Левитан "Осень, туман", до 1898, бумага, акварель. Это не телефон размазал, а золотая осень у Левитана чудесным образом проступала сквозь туман.
И.И. Левитан "Осень, туман", до 1898, бумага, акварель. Это не телефон размазал, а золотая осень у Левитана чудесным образом проступала сквозь туман.
И.И. Левитан "Пейзаж с луной", 1880-е, papier-pelle, графитный карандаш, акварель.
И.И. Левитан "Пейзаж с луной", 1880-е, papier-pelle, графитный карандаш, акварель.
И.И. Левитан "Пасека", 1887, papier-pelle, акварель, белила, графитный карандаш.
И.И. Левитан "Пасека", 1887, papier-pelle, акварель, белила, графитный карандаш.
Городской пейзаж на выставке тоже был. Не обошлось без Санкт-Петербурга. А.П. Боголюбов "Вид с Невы на Петербург", конец 1880-х - начало 1890-х, papier-бумага на картоне, гуашь.
Городской пейзаж на выставке тоже был. Не обошлось без Санкт-Петербурга. А.П. Боголюбов "Вид с Невы на Петербург", конец 1880-х - начало 1890-х, papier-бумага на картоне, гуашь.
А.К. Беггров "У водопоя на Неве зимой", 1875, бумага, акварель, графитный карандаш, белила.
А.К. Беггров "У водопоя на Неве зимой", 1875, бумага, акварель, графитный карандаш, белила.
Цвет Зимнего дворца на заднем плане - не происки мороза и пробивающегося через облака зимнего солнца, а родной, в который дворец был окрашен намного дольше, чем в нынешний.
Цвет Зимнего дворца на заднем плане - не происки мороза и пробивающегося через облака зимнего солнца, а родной, в который дворец был окрашен намного дольше, чем в нынешний.
Женщин среди авторов выставки почти не было, но в последнем зале я нашла младшую сестру известного художника: Е.Д. Поленова "Последний цветок", 1890-е, бумага, акварель, графитный карандаш.
Женщин среди авторов выставки почти не было, но в последнем зале я нашла младшую сестру известного художника: Е.Д. Поленова "Последний цветок", 1890-е, бумага, акварель, графитный карандаш.
С сайта РМ: "В 1890-е годы ...всё отчетливее проявлялось... направление, в котором обобщенность, этюдность в трактовке произведения превалировала над повествовательностью и законченностью. В состав ТПХВ были приняты лишь немногие из молодых художников, приверженных новому направлению, большинство из них участвовали в выставках... на правах экспонентов. К ним относятся Е.Д. Поленова,.... Их акварели... и знаменуют собой завершающий этап истории передвижничества"
С сайта РМ: "В 1890-е годы ...всё отчетливее проявлялось... направление, в котором обобщенность, этюдность в трактовке произведения превалировала над повествовательностью и законченностью. В состав ТПХВ были приняты лишь немногие из молодых художников, приверженных новому направлению, большинство из них участвовали в выставках... на правах экспонентов. К ним относятся Е.Д. Поленова,.... Их акварели... и знаменуют собой завершающий этап истории передвижничества"
И.Е. Репин "Невский проспект", 1887, бумага желтоватая, итальянский карандаш, растушка. Благодаря Думской башне, на которой сейчас открыта смотровая площадка, можно почти точно определить, с какой точки рисовал художник, и сопоставить рисунку своё фото.
И.Е. Репин "Невский проспект", 1887, бумага желтоватая, итальянский карандаш, растушка. Благодаря Думской башне, на которой сейчас открыта смотровая площадка, можно почти точно определить, с какой точки рисовал художник, и сопоставить рисунку своё фото.
И.Е. Репин "У Доминика", 1887, бумага, итальянский карандаш, растушка. "Доминик" - название первого кафе  в Российской империи, открытого в 1841 году в Петербурге по адресу Невский проспект, дом 24 Домиником Риц-а-Порта, выходцем из Швейцарии. В советское время на месте этого кафе располагалось образцовое кафе-мороженое Ленинградского хладокомбината. Примерно так звучало официальное название, народ же был краток: "Лягушатник". 
Из описания выставки на сайте РМ: "В графике передвижников большое место занимал бытовой жанр... Особенный расцвет бытовой жанр получает в 1880-е годы. Ему отдали дань В.М. Максимов, Н.П. Загорский, а также И.Е. Репин в знаменитой серии рисунков, посвященных Петербургу".
И.Е. Репин "У Доминика", 1887, бумага, итальянский карандаш, растушка. "Доминик" - название первого кафе в Российской империи, открытого в 1841 году в Петербурге по адресу Невский проспект, дом 24 Домиником Риц-а-Порта, выходцем из Швейцарии. В советское время на месте этого кафе располагалось образцовое кафе-мороженое Ленинградского хладокомбината. Примерно так звучало официальное название, народ же был краток: "Лягушатник". Из описания выставки на сайте РМ: "В графике передвижников большое место занимал бытовой жанр... Особенный расцвет бытовой жанр получает в 1880-е годы. Ему отдали дань В.М. Максимов, Н.П. Загорский, а также И.Е. Репин в знаменитой серии рисунков, посвященных Петербургу".
Н.П. Загорский "Экзамен в рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств", 1886, бумага, акварель, графитный карандаш, белила.
Н.П. Загорский "Экзамен в рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств", 1886, бумага, акварель, графитный карандаш, белила.
Завершу я показ работ с выставки совершенно очаровавшим меня рисунком В.М. Васнецова: "Девочка и голодный мальчик", 1884, бумага, сепия, итальянский  карандаш.
Завершу я показ работ с выставки совершенно очаровавшим меня рисунком В.М. Васнецова: "Девочка и голодный мальчик", 1884, бумага, сепия, итальянский карандаш.
21 декабря 2024 года в Корпусе Бенуа Русского музея откроется  ретроспективная юбилейная выставка к 175-летию со дня рождения художника. Обещают показать много чего, в том числе, и графику.
21 декабря 2024 года в Корпусе Бенуа Русского музея откроется ретроспективная юбилейная выставка к 175-летию со дня рождения художника. Обещают показать много чего, в том числе, и графику.
На этом показ работ с прошедшей выставки завершён. Остаётся только напомнить, что в начале альбома я уже писала о проходящей прямо сейчас в Михайловском замке выставке графики 20 века.
На этом показ работ с прошедшей выставки завершён. Остаётся только напомнить, что в начале альбома я уже писала о проходящей прямо сейчас в Михайловском замке выставке графики 20 века.
К выставке издан каталог: 22 х 24 см, 70+ страниц, до сих пор есть в продаже. К выставкам графики 18 века и начала 19-го тоже есть брошюры-каталоги, но меньшие по объёму. Из магазинов в РМ мне больше всего нравятся в Михайловском замке и Строгановском дворце: расположены до контроля билетов, есть выбор изданий за прошлые годы, и даже со скидками. В Строгановском дворце к книгам прилагается красивущий исторический камин за кассой.
К выставке издан каталог: 22 х 24 см, 70+ страниц, до сих пор есть в продаже. К выставкам графики 18 века и начала 19-го тоже есть брошюры-каталоги, но меньшие по объёму. Из магазинов в РМ мне больше всего нравятся в Михайловском замке и Строгановском дворце: расположены до контроля билетов, есть выбор изданий за прошлые годы, и даже со скидками. В Строгановском дворце к книгам прилагается красивущий исторический камин за кассой.
Затрагивая тему графики, мне сложно не упомянуть проходящую прямо сейчас (до 02.02.2025 г.) в открывшейся не так давно Галерее графики на 3-м этаже Зимнего дворца выставке «Disegno. Итальянские гравюры и рисунки эпохи Ренессанса и маньеризма». Из описания на сайте музея: "Выставлены собственноручные работы Андреа Мантеньи, Филиппино Липпи, Джулио Романо, Маркантонио Раймонди, Франческо Пармиджанино, Баччо Бандинелли, Джованни Беллини, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто. Многие произведения получили новые атрибуции, несколько десятков экспонатов впервые демонстрируются публике". Своих впечатлений добавить пока не могу, но обязательно пойду (как и на выставку в Михайловском замке). В Галерее графики выставки сменяют друг друга примерно раз в 3 месяца, так как дольше выставлять графику нельзя. Предыдущие проекты были очень интересны и познавательны, видео-экскурсии доступны для свободного просмотра в оф. пабликах музея. Ну и про Москву: до 18 мая 2025 г. в Третьяковской галерее проходит выставка "Магия акварели. Из фондов графики XVIII – начала XX века". Заявлено много интересного: "В экспозицию вошли более 250 произведений: знаменитые парадные портреты кисти А.П. Брюллова и П.Ф. Соколова, листы из библейского цикла А.А. Иванова, серии итальянских и испанских натурных работ В.И. Сурикова, произведения М.А. Врубеля и В.Э. Борисова-Мусатова".
Затрагивая тему графики, мне сложно не упомянуть проходящую прямо сейчас (до 02.02.2025 г.) в открывшейся не так давно Галерее графики на 3-м этаже Зимнего дворца выставке «Disegno. Итальянские гравюры и рисунки эпохи Ренессанса и маньеризма». Из описания на сайте музея: "Выставлены собственноручные работы Андреа Мантеньи, Филиппино Липпи, Джулио Романо, Маркантонио Раймонди, Франческо Пармиджанино, Баччо Бандинелли, Джованни Беллини, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто. Многие произведения получили новые атрибуции, несколько десятков экспонатов впервые демонстрируются публике". Своих впечатлений добавить пока не могу, но обязательно пойду (как и на выставку в Михайловском замке). В Галерее графики выставки сменяют друг друга примерно раз в 3 месяца, так как дольше выставлять графику нельзя. Предыдущие проекты были очень интересны и познавательны, видео-экскурсии доступны для свободного просмотра в оф. пабликах музея. Ну и про Москву: до 18 мая 2025 г. в Третьяковской галерее проходит выставка "Магия акварели. Из фондов графики XVIII – начала XX века". Заявлено много интересного: "В экспозицию вошли более 250 произведений: знаменитые парадные портреты кисти А.П. Брюллова и П.Ф. Соколова, листы из библейского цикла А.А. Иванова, серии итальянских и испанских натурных работ В.И. Сурикова, произведения М.А. Врубеля и В.Э. Борисова-Мусатова".

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому